Дисфагия дизартрия

Содержание
  1. Бульбарная дизартрия: причины, симптомы, диагностика и лечение
  2. Описание патологии
  3. Разные формы дизартрии: сходство и отличия
  4. Этиология
  5. Симптоматика. Как распознать?
  6. Возможные осложнения
  7. Диагностика
  8. Медикаментозная терапия
  9. Логопедические занятия
  10. Прогноз
  11. Профилактика
  12. Методичка для логопедов. Часть 5. Диагностика и классификация дисфагий
  13. Часть 5. Диагностика и классификация дисфагий
  14. Дисфагия
  15. Логопед — афазиолог должен знать:
  16. Логопед  — афазиолог должен уметь:
  17.  Логопед — афазиолог должен владеть:
  18. Фазы глотания:
  19. Жалобы и анамнез
  20. Клиническое обследование
  21. Клиническая шкала оценки функции глотания
  22. Дизартрия
  23. Бульбарная дизартрия
  24. Псевдобульбарная дизартрия
  25. Подкорковая дизартрия
  26. Мозжечковая дизартрия
  27. Корковая дизартрия
  28. Дизартрия – Logopedia.ru
  29. Причины дизартрии
  30. Симптомы дизартрии
  31. Диагностика дизартрии
  32. Коррекция дизартрии
  33. Прогноз и профилактика дизартрии

Бульбарная дизартрия: причины, симптомы, диагностика и лечение

Дисфагия дизартрия

Бульбарная дизартрия — это нарушение речи, которое возникает вследствие поражения черепных нервов. Заболевание сопровождается не только расстройствами произношения, но и затруднениями глотания. Эта патология относится к наиболее распространенным логопедическим нарушениям.

Если бульбарная форма дизартрии возникла во взрослом возрасте, то это не приводит к утрате навыков письма и чтения. В детском возрасте последствия такого нарушения речи гораздо серьезнее.

Ребенку, страдающему дизартрией, становится очень трудно писать и читать, что негативно сказывается на его развитии.

Описание патологии

Под термином «дизартрия» врачи подразумевают любые нарушения речи. Эти расстройства могут иметь различное происхождение. При бульбарной дизартрии очаг поражения образуется в области IX, X и XII пар черепно-мозговых нервов. Именно они иннервируют речевой аппарат. Их также называют бульбарными нервами.

Этот отдел нервной системы подразделяется на 3 части:

  1. Языкоглоточный нерв (IX пара). Иннервирует область глотки.
  2. Блуждающий нерв (X пара). Его ответвления распространяются на мышцы глотки, неба и верхней части дыхательных путей.
  3. Подъязычный нерв (XII пара). Отвечает за иннервацию мускулатуры языка.

При бульбарной дизартрии возникает повреждение этих структур. В результате у больного ослабевают и атрофируются мышцы глотки, языка и гортани. Речь становится нечеткой, а голос теряет звучность.

При повреждении блуждающего нерва мягкое небо обвисает, и воздух при артикуляции звуков выходит через нос. Это приводит к появлению гнусавости. Если нарушена иннервация глоточной мускулатуры, то пациент испытывает затруднения с проглатыванием пищи и жидкости.

У больного человека утрачиваются связи между отделами ЦНС и мускулатурой ротовой полости. Движения языка и губ становятся нескоординированными, из-за этого больному очень трудно разговаривать. При общении с пациентом можно заметить малую подвижность мышц лица и повышенное выделение слюны.

Разные формы дизартрии: сходство и отличия

В логопедии и неврологии выделяют разные формы расстройств артикуляции. Очень важно дифференцировать бульбарную и псевдобульбарную дизартрию. Симптоматика этих двух форм нарушений речи может быть схожа. Обе разновидности дизартрии сопровождаются нечетким и чрезмерно тихим произнесением звуков.

При псевдобульбарной дизартрии поражаются клетки головного мозга. При бульбарной форме патологии повреждение возникает только на периферических нервах. Псевдобульбарная дизартрия сопровождается общими неврологическими проявлениями:

  • значительным ухудшением памяти;
  • трудностями с концентрацией внимания;
  • снижением двигательной активности.

Кроме этого, при бульбарной форме отмечается ослабление и атрофия мышц речевого аппарата. При псевдобульбарной дизартрии тонус мускулатуры глотки и языка повышен. Самостоятельно очень трудно отличить эти две формы патологии. Точную дифференциальную диагностику может провести только врач-невролог.

Этиология

Поражения черепно-мозговых нервов и нарушения речи обычно развиваются на фоне других заболеваний. Специалисты выделяют следующие причины бульбарной дизартрии:

  1. Травмы головы. Бульбарные нервы могут повреждаться при ушибах или сдавлении. У маленьких детей причиной патологии могут стать родовые травмы.
  2. Нарушения кровообращения. Дефицит кровоснабжения в области бульбарных нервов приводит к повреждению нейронов. Причиной ишемии может стать инсульт, атеросклероз, гипертония, а также сосудистые нарушения при сахарном диабете.
  3. Инфекции головного мозга. Бульбарные нервы могут сдавливаться отечными и воспаленными тканями мозга. Дизартрия нередко развивается как осложнение менингита, энцефалита, полиомиелита, а также запущенного нейросифилиса.
  4. Новообразования головного мозга. Бульбарные нервы могут сдавливаться мозговыми опухолями.
  5. Дегенеративные патологии ЦНС. Это тяжелые генетические патологии, при которых в продолговатом мозге происходит атрофия и гибель клеток. Эти патологические процессы затрагивают и бульбарные нервы. Ведь их ядра расположены в продолговатом мозге.
  6. Аномалии краниовертебрального перехода. Эти патологические процессы локализуются в области перехода черепа в позвоночник. Заболевания краниовертебрального отдела довольно редко становятся причиной дизартрии. Однако в некоторых случаях при подобных болезнях может сдавливаться продолговатый мозг и ядра бульбарных нервов.

Симптоматика. Как распознать?

Основным симптомом бульбарной дизартрии является нарушение артикуляции. У пациента отмечаются следующие нарушения речи:

  • невнятность артикуляции;
  • замена смычных и вибрирующих согласных звуков на щелевые;
  • нечеткость произнесения гласных;
  • монотонность и замедление речи;
  • искажение ритмики слов и предложений;
  • утрата выразительности речи.

Одновременно развивается дисфония. Это означает, что голос человека становится тихим и глухим. Появляется гнусавость и охриплость.

Характерным симптомом бульбарной дизартрии являются расстройства глотания — дисфагия. На начальной стадии возникают частые поперхивания, еда попадает в дыхательные пути.

Затем пациенту становится трудно проглатывать твердую пищу. В запущенных случаях появляются проблемы с глотанием жидкостей. Дисфагия нередко сочетается с поражением лицевого нерва.

Это проявляется в обеднении мимики и асимметрии лица, а также в повышенном слюноотделении.

[attention type=yellow]

Главной характеристикой бульбарной дизартрии является триада симптомов. Это расстройства речи, дисфония и дисфагия. В таких случаях врач подозревает поражение бульбарных нервов.

[/attention]

Общие неврологические симптомы зависят от основного заболевания, которое стало причиной дизартрии. У пациента могут возникать головные боли, головокружения, тошнота. Если расстройства речи спровоцированы нейроинфекцией, то появляется лихорадка.

Бульбарная форма дизартрии довольно часто возникает после травм головы. В этом случаи расстройства речи и глотания могут исчезать на некоторое время. Однако периоды ремиссии очень непродолжительны. Вскоре наступает новое обострение, при котором симптоматика болезни прогрессирует и нарастает.

Возможные осложнения

Бульбарная дизартрия у взрослых нередко приводит к социальной изоляции. Из-за трудностей с произношением звуков человек начинает избегать общения с людьми. Пациент осознает свой дефект речи. Это может стать причиной депрессии и невротических расстройств.

Однако психологические проблемы — далеко не единственное негативное последствие бульбарной формы дизартрии. Эта патология может крайне отрицательно сказаться на физическом здоровье и спровоцировать следующие осложнения:

  1. Аспирационную пневмонию. Вследствие дисфагии пища часто попадает в дыхательные пути. Это может привести к воспалению легких.
  2. Паралич мышц гортани. Из-за нарушения иннервации мускулатура гортани может оказаться полностью обездвижена. Это приводит к серьезным расстройствам дыхания и даже к удушью.
  3. Бульбарный паралич. Это наиболее опасное осложнение. Оно возникает при поражении ядер бульбарных нервов, которые расположены в продолговатом мозге. Паралич может распространяться на дыхательный и сердечно-сосудистый центр, что приводит к гибели пациента.

Если данная патология возникла у ребенка дошкольного возраста, то это может отрицательно сказаться на его психическом развитии. Дисграфия и дислексия — довольно частые последствия дизартрии у детей.

Что это за нарушения? При дисграфии ребенок с большим трудом овладевает письмом, а при дислексии возникают проблемы с чтением.

Это связано с тем, что у таких детей затруднена мелкая моторика и восприятие информации.

Диагностика

В начале заболевания пациент замечает, что ему стало трудно говорить и глотать. Однако только специалист может точно диагностировать бульбарную дизартрию.

К какому врачу обращаться при расстройствах речи? В большинстве случаев нарушения артикуляции связаны с патологическими процессами в ЦНС или периферических нервах.

Диагностикой и лечением таких заболеваний занимается невролог. При этом дополнительно требуется консультация логопеда.

Очень важно дифференцировать бульбарную дизартрию от других видов нарушений речи. С этой целью назначают следующие диагностические обследования:

  1. Осмотр врача-невролога. У пациента отмечается значительное снижение небных и глоточных рефлексов, складчатость и атрофия языка, обвисание занавески неба.
  2. Консультация логопеда. Специалист определяет четкость, ритмику и громкость речи.
  3. МРТ или КТ головы. Это исследование позволяет определить причину дизартрии. Для выявления мозговых опухолей, нейродегенеративных патологий, последствий инсульта и травм чаще используют МРТ. При диагностике кист и гематом мозга более информативно КТ-обследование.
  4. УЗДГ или дуплексное сканирование. Эти исследования позволяют оценить кровообращение в области продолговатого мозга и бульбарных нервов.
  5. Биопсию. На микроскопическое исследование берут мозговые ткани. Их получают в ходе операции или эндоскопического обследования. Этот анализ позволяет определить характер опухоли или наличие дегенеративных изменений.

В редких случаях назначают спинномозговую пункцию. Это исследование необходимо при подозрении на инфекции головного мозга. Серологический анализ ликвора позволяет выявить наличие болезнетворных микроорганизмов

Медикаментозная терапия

Выбор метода лечения бульбарной дизартрии зависит от этиологии данного расстройства. Назначение медикаментов является лишь частью комплексной терапии. Применение лекарств обязательно должно сочетаться с логопедическими занятиями.

Чаще всего пациентам назначают ноотропные препараты:

  • «Пирацетам»;
  • «Кавинтон»;
  • «Фезам»;
  • «Винпоцетин».

Эти лекарства улучшают церебральное кровообращение и стимулируют работу мозга.

Чтобы приостановить патологические изменения в бульбарных нервах, назначают нейропротекторные средства:

  • «Мексидол»;
  • «Семакс»
  • «Церебролизин»;
  • «Глутаминовую кислоту».

Эти лекарства защищают нейроны от повреждений и вредных воздействий.

Больные с бульбарными нарушениями часто страдают повышенным слюноотделением. Это делает их речь еще более невнятной и осложняет общение с окружающими. Пациентам назначают антидепрессант «Амитриптилин». Он уменьшает активность слюнных желез. Кроме этого, препарат устраняет невротические расстройства, связанные с нарушениями речи.

Этиотропное лечение полностью зависит от разновидности основного заболевания. При нейроинфекциях проводят курс антибактериальной терапии. Если у пациента выявлены новообразования в головном мозге, то может потребоваться хирургическая операция.

Нарушения мозгового кровообращения и нейродегенеративные патологии требуют длительного лечения ноотропными средствами. После окончания медикаментозной терапии необходима реабилитация, направленная на восстановление движений и речи.

Логопедические занятия

Если расстройства речи связаны с поражением нервов и мышц, то для нормализации артикуляции требуются длительные логопедические занятия. Коррекционная работа при бульбарной дизартрии необходима для решения следующих задач:

  • тренировки четкости и выразительности речи;
  • разработки мускулатуры рта;
  • восстановления нормальной громкости голоса;
  • коррекции ошибок при артикуляции звуков и слов;
  • постановки правильного дыхания во время разговора.

Логопедические занятия проводятся поэтапно. Во время подготовительного периода врач проводит массаж языка, чтобы частично восстановить подвижность мышц органа. Пациенту назначают комплекс упражнений для развития артикуляционной мускулатуры, а также регуляции высоты и силы голоса.

Дальнейшая логопедическая работа при бульбарной дизартрии проводится в несколько этапов:

  1. Выработка новых речевых навыков. Логопед проводит с пациентом те же упражнения, что и в подготовительный период, но в более усложненном варианте.
  2. Выработка коммуникативных умений. Очень часто пациенты в кабинете логопеда демонстрируют нормальную и правильную речь. Однако при смене обстановки и общении с другими людьми они вновь возвращаются к неправильному произношению. На данном этапе может потребоваться дополнительная консультация психолога. Это поможет выработать у пациента мотивацию к правильной речи и навыки самоконтроля.
  3. Работа над модуляцией голоса. Проводятся упражнения для формирования выразительности речи, правильной интонации и расстановки ударения.

С пациентами детского возраста также проводят работу по предупреждению расстройств навыков письма и чтения.

Прогноз

Можно ли полностью избавиться от бульбарной дизартрии? Прогноз данного нарушения речи полностью зависит от его этиологии. При своевременной медикаментозной терапии и регулярных логопедических занятиях возможна полная нормализация речи и глотательной функции. Однако при этом очень важно пройти курс этиотропного лечения и устранить причину дизартрии.

Если лечение было начато слишком поздно, то даже после медикаментозной терапии и логопедической работы у пациента сохраняются небольшие нарушения речи. В запущенных случаях восстановить нормальную артикуляцию не всегда возможно.

При бульбарном параличе прогноз значительно ухудшается. Пациент может погибнуть от остановки дыхания или сердечной деятельности. Неблагоприятный исход нередко отмечается при опухолях мозга и дегенеративных поражениях ЦНС.

Профилактика

Специфическая профилактика бульбарных расстройств в настоящее время не разработана. Подобные патологии обычно развиваются на фоне других неврологических заболеваний. Врачи советуют соблюдать следующие рекомендации:

  1. Своевременно и до конца излечивать травмы головы и инфекции головного мозга.
  2. Следить за своим кровяным давлением и уровнем холестерина. Гипертония и атеросклероз являются довольно частыми причинами ишемии бульбарных нервов.
  3. Регулярно посещать врача-невропатолога и при необходимости делать МРТ головы.
  4. При затруднении произнесения звуков и глотания немедленно обращаться за медицинской помощью.
  5. Всем пациентам, перенесшим инсульт и другие неврологические патологии, следует оставаться некоторое время под диспансерным наблюдением.

Эти меры помогут снизить риск появления бульбарных нарушений.

Источник: https://labuda.blog/241392

Методичка для логопедов. Часть 5. Диагностика и классификация дисфагий

Дисфагия дизартрия

Методические основы диагностики

и коррекции речевых нарушений в работе логопеда со взрослыми

Часть 5. Диагностика и классификация дисфагий

Составитель:
член ассоциации нейрореабилитологов  России
логопед – афазиолог первой категории
отделения восстановительной медицины –ранней нейрореабилитации Республиканской Клинической Больницы

имени Г.Г. Куватова  г. Уфы Фаткуллина Л.К.

Предыдущую часть методического пособия читайте в статье
«Методичка для логопедов,  работающих со взрослыми часть 4. Методика восстановления речи при различных формах дизартрии»

Дисфагия

Знание нарушений глотания, вызванных ишемическим поражением определенных  отделов или травмой,  необходимы логопеду — афазиологу, чтобы понять типы нарушений глотания, проявляющихся у пациентов с изолированным поражением ствола мозга, подкорковых структур, а также правого и левого полушарий коры головного мозга.

Логопед — афазиолог должен знать:

  • современную классификацию, клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения нарушений глотания, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп и при различных нозологиях;
  • методы диагностики и диагностические возможности методов непосредственного исследования больного;
  • клиническую картину нарушений глотания при локальных поражениях головного мозга;
  • особенности проведения обследования функции глотания у пациентов, перенесших инсульт, черепно-мозговую травму или операции на головной мозг;
  • основы мультидисциплинарной нейрореабилитации;
  • особенности клинически проявлений различных видов дисфагий;
  • провести дифференциальную диагностику нарушения глотания;
  • показания, противопоказания для коррекции при дисфагии
  • основы организации мультидисциплинарной реабилитации больных в современных условиях.

Логопед  — афазиолог должен уметь:

  • поставить предварительное логопедическое заключение;
  • заполнить заключение обследования, записать план по восстановительному обучению при дисфагии;
  • определить путь введения, оценить эффективность и безопасность проводимого восстановления;
  • наметить объем дополнительных обследований в соответствии с прогнозом развития болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;
  • составлять программы диагностического обследования, использовать основные исследовательские методы с целью анализа специфики нарушений  глотательной функции;
  • собрать анамнез заболевания, приведшего к нарушению глотания;
  • иметь представление о нейровизуализационных методах обследования с целью уточнения диагноза основного заболевания;
  • установить логопедическое заключение при дисфагии;
  • применять выше перечисленные знания для решения научных и практических задач;
  • определить алгоритм реабилитации пациента с нарушением глотания;

 Логопед — афазиолог должен владеть:

  • основными приемами выбора и адаптации методов и методик исследования и восстановления функций глотания;
  • навыками коррекция дисфагии и обеспечение адекватного питания;
  • правильным ведением протокола обследования;
  • методами обследования функций глотания;
  • интерпретацией результатов обследования;
  • алгоритмом постановки логопедического заключения;
  • определения первичных и вторичных нарушений для решения задач профилактики и коррекции;
  • методами диагностики и коррекции различных форм нарушений функций глотания, и обеспечение адекватного питания;
  • современной классификацией дисфагий;
  • методами коррекции различных форм нарушений функций глотания, используя стратегии поведенческих тренингов, использование БОС.

Глотание обеспечивают следующие анатомические структуры: поперечнополосатая мускулатура языка, мягкого неба и глотки, гладкие мышцы пищевода; языкоглоточный, блуждающий, подъязычный нервы и их двигательные ядра; афферентные чувствительные волокна от рта и глотки в составе тройничного, языкоглоточного и блуждающего нервов; нейроны прецентральной извилины и волокна кортикобульбарного тракта (супрануклеарная иннервация). В настоящее время выделяют четыре фазы  глотания.

Фазы глотания:

– орально — подготовительная фаза. Еда или жидкость находятся в ротовой полости, губы смыкаются, пища жуется, смешивается со слюной, формируется пищевой комок с помощью мышц языка, щек, неба. Эта фаза обеспечи вается работой V, VII, XII пар черепно-мозговых нервов. Движения органов ротовой полости в этой фазе являются произвольными;

—  орально — трансферная фаза. Эта фаза начинается тогда, когда пищевой комок начинает передвигаться задней частью языка. В это время назальная полость закрывается за счет сокращения мягкого неба.

Начинает реализовываться глотательный рефлекс. К управлению этими движениями присоединяется XI пара черепно-мозговых нервов;
– фарингиальная фаза.

Начинается с запуска глотательного рефлекса, гортань при этом поднимается, наклоняется вперед, что приводит к опусканию надгортанника.

— эзофазальная фаза (пищеводная). С помощью перестальтики пищевода пища продвигается в желудок. В управлении этим движением принимает участие X пара черепно-мозговых нервов.

Диагноз дисфагии у пациента ставится при возможности контакта с пациентом на основании жалоб, анамнестических данных, клинико-функционального обследования и исключения других заболеваний. При затруднении контакта с пациентом – на основании данных клинико-функционального обследования и исключения других заболеваний.

Жалобы и анамнез

Логопед – афазиолог описывает  симптомы дисфагии,  которые появляются во время питья и приема пищи:

— затруднения  жевания

— нарушение гигиены рта

— слюнотечение или неспособность сглатывать слюну

— «смазанная» речь

— выпадения пищи изо рта во время еды

— кашель (сразу или с задержкой) или прочистка горла (до, во время или после   глотка)

— поперхивание (изменения цвета лица или слезящиеся глаза)

— усиление одышки

— изменение качества голоса во время или после глотания,  (голос влажный»,   «булькающий», хрипота,  временная потеря голоса)

— срыгивание

— затрудненное или прерывистое дыхание после глотания

— увеличение продолжительности акта еды

— тревожность по поводу приема пищи

При сборе анамнеза  логопеду – афазиологу необходимо уточнить:

  1. 1.  Приём какой пищи нарушает глотание (затруднения при проглатывании жидкой пищи более характерна для глоточной, а твердой — для пищеводной дисфагии).
  2. Время между глотанием и появлением чувства «кома». Чувство «кома» в горле в большинстве случаев исключает механическую причину дисфагии.
  3. Характер нарастания симптомов. Короткий (менее 3 мес) и прогрессирующий характер дисфагии является характерным для злокачественной опухоли.
  4. Уменьшение массы тела
  5. Наличие срыгивания и изжоги (дает основание заподозрить рефлюкс-эзофагит)
  6. Кашель во время еды, питья (свидетельствует о забросах содержимого пищевода в трахеобронхиальное дерево)
  7. Боль во время акта глотания (одинофагия) часто является проявлением дисфагии при ахалазии, диффузном спазме пищевода и эзофагите
  8.  Симптомы, характерные для системных заболеваний, включая железодефицитную анемию.

Клиническое обследование

— тщательный осмотр области шеи, ротовой полости, ротоглотки, гортани, исследование полости рта, зубов и десен, пальпация регионарных лимфоузлов, что важно для уточнения многих причин дисфагии, включая злокачественные опухоли

— оценка чувствительности слизистой гортаноглотки прикосновением бронхоскопа (шпателя) к слизистой оболочке гортани, глотки, надгортанника.

Сохранность чувствительности и степень её нарушения определяется двигательной реакцией мышц ротоглотки:

— живое сокращение мышц, смыкание ых складок, движение надгортанника в полном объеме — реакция сохранена;

— вялая, ослабленная реакция-реакция частично сохранена;

— реакция отсутствует

— исследование глоточного рефлекса, при этом следует иметь в виду, что наличие глоточного рефлекса не исключает диагноз дисфагии (например, при псевдобульбарном синдроме); снижение или даже отсутствие глоточного рефлекса отмечается у курящих, не имеющих проблем с глотанием

— оценка функции глотания является неотъемлемой и обязательной частью  осмотра и производится по разработанной стандартизированной скриннинговой шкале.

Клиническая шкала оценки функции глотания

Включает семь признаков, связанных с глотанием:

  • затруднение инициации акта глотания
  • задержка прохождения пищи в ротовой полости
  • задержка прохождения пищи в глотке
  • назальная регургитация (попадание пищи в носовую полость)
  • легочная аспирация
  • снижение способности управлять слюновыделением
  • нарушения речи и фонации

Для каждого из признаков предложена 5-балльная градация: от 1 (сохраненная функциональность, отсутствие признака) до 5 баллов (резко выраженный признак, отсутствие функции). При суммировании диапазон от 33 до 35 баллов свидетельствует о сохранной функции глотания, а результат менее 7 баллов – об отсутствии попыток глотания.

https://www.youtube.com/watch?v=YtHuL1Jrcvs

Продолжение методического пособия  читайте в статье
«Методичка для логопедов, работающих со взрослыми часть 6.
Реабилитационные мероприятия при дисфагии»

Источник: https://logopedrunet.ru/metodichka-dlya-logopedov-chast-5-metodicheskie-osnovy-diagnostiki/

Дизартрия

Дисфагия дизартрия

Дизартрия – это расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата.

Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при тяжелых поражениях возникает анартрия. При подозрении на дизартрию проводится неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭМГ, ЭНГ, МРТ головного мозга и др.), логопедическое обследование устной и письменной речи.

Коррекционная работа при дизартрии включает лечебное воздействие (медикаментозные курсы, ЛФК, массаж, ФТЛ), логопедические занятия, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. Среди детей распространенность дизартрии составляет 3-6%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии.

В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию. Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии.

Дизартрия

Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают:

Степень выраженности дизартрии коррелирует с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.

[attention type=red]

В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных:

[/attention]

Возникновение дизартрии у взрослых, как правило, связано с перенесенным инсультом, травмой головы, нейрохирургическими операциями, опухолями головного мозга. Также дизартрия может встречаться у пациентов с рассеянным склерозом, боковым амиотрофическим склерозом (БАС), сирингобульбией, болезнью Паркинсона, миотонией, миастенией, церебральным атеросклерозом, нейросифилисом, олигофренией.

В основу неврологической классификации дизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают:

В зависимости от ведущего клинического синдрома при ДЦП может встречаться спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая дизартрия.

Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

  • 1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании.
  • 2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.
  • 3 степень – понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям.
  • 4 степень – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).

Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, ых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.

Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений.

При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация).

В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.

[attention type=green]

Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи».

[/attention]

При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена.

В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков.

[attention type=green]

При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных.

[/attention]

Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.

Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым.

Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью ых модуляций).

Бульбарная дизартрия

Для бульбарной дизартрии характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта. Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Все разнообразие согласных редуцируется в единый щелевой звук; звуки не дифференцируются между собой. Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.

Псевдобульбарная дизартрия

При псевдобульбарной дизартрии характер расстройств определяется спастическим параличом и мышечным гипертонусом. Наиболее ярко псевдобульбарный паралич проявляется в нарушении движений языка: большие трудности вызывают попытки поднять кончик языка вверх, отвести в стороны, удержать в определенном положении.

[attention type=yellow]

При псевдобульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Типично избирательное нарушение произвольных движений, синкинезии (содружественные движения); обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса, поперхивание, дисфагия.

[/attention]

Речь больных с псевдобульбарной дизартрией смазанная, невнятная, имеет носовой оттенок; грубо нарушено нормативное воспроизве­дение соноров, свистящих и шипящих.

Подкорковая дизартрия

Для подкорковой дизартрии характерно наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных. Гиперкинезы могут возникать в покое, однако обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм. Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи; иногда у больных вырываются непроизвольные гортанные выкрики.

При подкорковой дизартрии может нарушаться темп речи по типу брадилалии, тахилалии или речевой дизритмии (органического заикания). Подкорковая дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формой.

Мозжечковая дизартрия

Типичным проявлением мозжечковой дизартрии служит нарушение координации речевого процесса, следствием чего является тремор языка, толчкообразная, скандированная речь, отдельные выкрики.

Речь замедлена и невнятна; в наибольшей степени нарушается произношение переднеязычных и губных звуков.

При мозжечковой дизартрии отмечается атаксия (шаткость походки, нарушение равновесия, неловкость движений).

Корковая дизартрия

Корковая дизартрия по своим речевым проявлениям напоминает моторную афазию и характеризуется нарушением произвольной артикуляционной моторики. Расстройства речевого дыхания, голоса, просодики при корковой дизартрии отсутствуют.

С учетом локализации поражений различают кинестетическую постцентральную корковую дизартрию (афферентную корковую дизартрию) и кинетическую премоторную корковую дизартрию (эфферентную корковую дизартрию).

Однако при корковой дизартрии имеется только артикуляционная апраксия, тогда как при моторной афазии страдает не только артикуляция звуков, но также чтение, письмо, понимание речи, использование средств языка.

Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез.

Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи.

Поэтому у детей с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии.

[attention type=yellow]

Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется неврологом (детским неврологом) и логопедом.

[/attention]
  1. Неврологическая диагностика. Объем неврологического обследования зависит от предполагаемого клинического диагноза. Наиболее важное диагностическое значение имеют данные электрофизиологических исследований (электроэнцефалографии – ЭЭГ, электронейромиографии – ЭНМГ), транскраниальной магнитной стимуляции, МРТ головного мозга и др.
  2. Логопедическое обследование. Включает оценку речевых и неречевых нарушений. Оценка неречевых симптомов предусматривает изучение строения артикуляционного аппарата, объема артикуляционных движений, состояния мимической и речевой мускулатуры, характера дыхания. Особое внимание логопед обращает на анамнез речевого развития. В рамках диагностики устной речи при дизартрии проводится исследование произносительной стороны речи (звукопроизношения, темпа, ритма, просодики, разборчивости речи); синхронности артикуляции, дыхания и голосообразования; фонематического восприятия, уровня развития лексико-грамматического строя речи. В процессе диагностики письменной речи даются задания на списывание текста и письмо под диктовку, чтение отрывков и осмысление прочитанного.

На основании результатов обследования необходимо разграничивать дизартрию и моторную алалию, моторную афазию, дислалию.

Логопедическая работа по преодолению дизартрии должна проводиться систематически, на фоне медикаментозной терапии и реабилитации (сегментарно-рефлекторного и точечного массажа, акупрессуры, ЛФК, лечебных ванн, физиотерапии, механотерапии, иглоукалывания, гирудотерапии), назначаемой неврологом. Хороший фон для коррекционно-педагогических занятий достигается применением нетрадиционных форм восстановительного лечения: дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и др.

На логопедических занятиях по коррекции дизартрии осуществляется развитие:

  • мелкой моторики (пальчиковая гимнастика),
  • моторики речевого аппарата (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика);
  • физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика),
  • голоса (ортофонические упражнения);
  • коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения; работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации.
[attention type=green]

Порядок постановки и автоматизации звуков определяется наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент. К автоматизации звуков при дизартрии иногда переходят до достижения полной чистоты их изолированного произношения, а сам процесс требует большего времени и настойчивости, чем при дислалии.

[/attention]

Методы и содержание логопедической работы варьируются в зависимости от вида и тяжести дизартрии, а также уровня речевого развития. При нарушении фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи проводится работа над их развитием, предупреждением или коррекцией дисграфии и дислексии.

Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого пациента-дизартрика и его близкого окружения.

При этих условиях на практически полную нормализацию речевой функции можно рассчитывать в случае стертой дизартрии. Овладев навыками правильной речи, такие дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе, а необходимую логопедическую помощь получают в поликлиниках или на школьных логопунктах.

При тяжелых формах дизартрии возможно лишь улучшение состояния речевой функции.

Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность различных типов логопедических учреждений: детских садов и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, речевых отделений психоневрологических стационаров; содружественная работа логопеда, невролога, психоневролога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.

Медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни. Профилактика дизартрии в раннем детском и взрослом возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/speech-disorder/dysarthtia

Дизартрия – Logopedia.ru

Дисфагия дизартрия

Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность.

Среди детей распространенность дизартрии составляет 3-6%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии. В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию.

Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии.

Причины дизартрии

Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет).

Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают токсикозы беременности, гипоксия плода, резус-конфликт, хронические соматические заболевания матери, патологическое течение родов, родовые травмы, асфиксия при рождении, ядернаяжелтуха новорожденных, недоношенность и др.

Степень выраженности дизартрии тесно связана с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.

[attention type=red]

В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита),гнойного среднего отита, гидроцефалии, черепно-мозговой травмы, тяжелых интоксикаций.

[/attention]

Возникновение дизартрии у взрослых, как правило, связано с перенесенным инсультом, травмой головы, нейрохирургическими операциями, опухолями головного мозга. Также дизартрия может встречаться у пациентов с рассеянным склерозом, боковым амиотрофическим склерозом, сирингобульбией, болезнью Паркинсона, миотонией, миастенией, церебральным атеросклерозом,нейросифилисом, олигофренией.

В основу неврологической классификации дизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают:

  • бульбарную дизартрию, связанную с поражением ядер черепно-мозговых нервов /языкоглоточного, подъязычного, блуждающего, иногда – лицевого, тройничного/ в продолговатом мозге
  • псевдобульбарную дизартрию, связанную с поражением корково-ядерных проводящих путей
  • экстрапирамидную (подкорковую) дизартрию, связанную с поражением подкорковых ядер головного мозга
  • мозжечковую дизартрию, связанную с поражением мозжечка и его проводящих путей
  • корковую дизартрию, связанную с очаговыми поражениями коры головного мозга.

В зависимости от ведущего клинического синдрома при ДЦП может встречаться спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая дизартрия.

Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании.

2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.

3 степень – понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям.

4 степень – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).

Симптомы дизартрии

Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, ых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.

Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений.

При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация).

В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.

[attention type=green]

Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи».

[/attention]

При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена.

В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков.

[attention type=green]

При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных.

[/attention]

Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.

Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым.

 Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью ых модуляций).

Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез.

Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи.

Поэтому у детей с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии.

Для бульбарной дизартрии характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта.

Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Все разнообразие согласных редуцируется в единый щелевой звук; звуки не дифференцируются между собой.

Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.

При псевдобульбарной дизартрии характер расстройств определяется спастическим параличом и мышечным гипертонусом. Наиболее ярко псевдобульбарный паралич проявляется в нарушении движений языка: большие трудности вызывают попытки поднять кончик языка вверх, отвести в стороны, удержать в определенном положении.

[attention type=yellow]

При псевдобульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Типично избирательное нарушение произвольных движений, синкинезии (содружественные движения); обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса, поперхивание, дисфагия.

[/attention]

Речь больных с псевдобульбарной дизартрией смазанная, невнятная, имеет носовой оттенок; грубо нарушено нормативное воспроизве­дение соноров, свистящих и шипящих.

Для подкорковой дизартрии характерно наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных.

Гиперкинезы могут возникать в покое, однако обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм.

Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи; иногда у больных вырываются непроизвольные гортанные выкрики.

При подкорковой дизартрии может нарушаться темп речи по типу брадилалии, тахилалии или речевой дизаритмии (органическогозаикания). Подкорковая дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формой.

Типичным проявлением мозжечковой дизартрии служит нарушение координации речевого процесса, следствием чего является тремор языка, толчкообразная, скандированная речь, отдельные выкрики.

Речь замедлена и невнятна; в наибольшей степени нарушается произношение переднеязычных и губных звуков.

[attention type=red]

При мозжечковой дизартрии отмечается атаксия (шаткость походки, нарушение равновесия, неловкость движений).

[/attention]

Корковая дизартрия по своим речевым проявлениям напоминает моторную афазию и характеризуется нарушением произвольной артикуляционной моторики. Расстройства речевого дыхания, голоса, просодики при корковой дизартрии отсутствуют.

С учетом локализации поражений различают кинестетическую постцентральную корковую дизартрию (афферентную корковую дизартрию) и кинетическую премоторную корковую дизартрию (эфферентную корковую дизартрию).

Однако при корковой дизартрии имеется только артикуляционная апраксия, тогда как при моторной афазии страдает не только артикуляция звуков, но также чтение, письмо, понимание речи, использование средств языка.

Диагностика дизартрии

Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется неврологом (детским неврологом) и логопедом. Объем неврологического обследования зависит от предполагаемого клинического диагноза.

Наиболее важное диагностическое значение имеют данные электрофизиологических исследований (электроэнцефалографии, электромиографии, электронейрографии), транскраниальной магнитной стимуляции, МРТ головного мозга и др.

Логопедическое обследование при дизартрии включает оценку речевых и неречевых нарушений. Оценка неречевых симптомов предусматривает изучение строения артикуляционного аппарата, объема артикуляционных движений, состояния мимической и речевой мускулатуры, характера дыхания. Особое внимание логопед обращает на анамнез речевого развития.

В рамках диагностики устной речипри дизартрии проводится исследование произносительной стороны речи (звукопроизношения, темпа, ритма, просодики, разборчивости речи); синхронности артикуляции, дыхания и голосообразования; фонематического восприятия, уровня развития лексико-грамматического строя речи.

В процессе диагностики письменной речи даются задания на списывание текста и письмо под диктовку, чтение отрывков и осмысление прочитанного.

На основании результатов обследования необходимо разграничивать дизартрию и моторную алалию, моторную афазию, дислалию.

Коррекция дизартрии

Логопедическая работа по преодолению дизартрии должна проводиться систематически, на фоне медикаментозной терапии и реабилитации (сегментарно-рефлекторного и точечного массажа, акупрессуры, ЛФК, лечебных ванн, физиотерапии, механотерапии,иглоукалывания, гирудотерапии), назначаемой неврологом. Хороший фон для коррекционно-педагогических занятий достигается применением нетрадиционных форм восстановительного лечения: дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и др.

На логопедических занятиях по коррекции дизартрии осуществляется развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), моторики речевого аппарата (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика); физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика), голоса (ортофонические упражнения); коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения; работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации.

[attention type=green]

Порядок постановки и автоматизации звуков определяется наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент. К автоматизации звуков при дизартрии иногда переходят до достижения полной чистоты их изолированного произношения, а сам процесс требует большего времени и настойчивости, чем при дислалии.

[/attention]

Методы и содержание логопедической работы варьируются в зависимости от вида и тяжести дизартрии, а также уровня речевого развития. При нарушении фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи проводится работа над их развитием, предупреждением или коррекцией дисграфии и дислексии.

Прогноз и профилактика дизартрии

Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого пациента-дизартрика и его близкого окружения.

При этих условиях на практически полную нормализацию речевой функции можно рассчитывать в случае стертой дизартрии. Овладев навыками правильной речи, такие дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе, а необходимую логопедическую помощь получают в поликлиниках или на школьных логопунктах.

При тяжелых формах дизартрии возможно лишь улучшение состояния речевой функции.

Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность различных типов логопедических учреждений: детских садов и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, речевых отделений психоневрологических стационаров; содружественная работа логопеда, невролога, психоневролога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.

Медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни. Профилактика дизартрии в раннем детском и взрослом возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.

Источник: https://www.sites.google.com/site/logopediaru/recevye-narusenia/dizartria

Будь здоров
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: