Дисгармонизация

Дисгармоническое развитие – это… Характеристика, особенности, развитие, причины появления и влияние на человека

Дисгармонизация

Одним из показательных симптомов развития, происходящим в дисгармоническом русле, является психопатология. Она представляет собой аномалии развития психики. В основе заложен дизонтогенез эмоционально-волевой сферы.

Что такое дисгармония в психическом развитии?

Дисгармоническое развитие – это отклонение в формировании личности, которому свойственно возникновение разного рода психопатий.

Длительное негативное воздействие травмирующих факторов на незрелую психику ребенка приводит к тому, что его эмоционально-волевая сфера перестраивается необратимым образом. Вместе с этим меняется и личность ребенка.

Заложенные биологически предпосылки в виде темперамента (который, как известно, предопределяет силу, уравновешенность и подвижность процессов в психике человека) формируют основу психопатологии.

Причины

Что запускает процесс дисгармонического развития? В детском возрасте главным социальным фактором является обучение и воспитание. Ввиду уровня развития эмоциональной сферы и личности ребенка, а также повышенной внушаемости, неблагоприятные условия внешней среды приводят к стойким изменениям в структуре личности.

Однако здесь следует помнить о взаимодействии факторов внутренней и внешней среды.

[attention type=yellow]

В качестве биологического фактора, который предрасполагает к патологическому формированию личности под внешним воздействием, рассматривается церебральная недостаточность в ее остаточной фазе, акцентуация характера, а также нарушения в период пубертата.

[/attention]

Причинами дисгармонического развития могут быть также наследственные заболевания, хромосомные нарушения, недостаток питания матери во время беременности, инфекции и отравления в младенческом возрасте.

Механизмы формирования

Патохарактерологическое развитие запускается следующим образом:

  • Посредством закрепления патологических реакций отказа, имитации, гиперкомпенсации в ответ на психотравму. Впоследствии подобные реакции приобретают устойчивые формы и становятся свойствами личности.
  • Непосредственное подкрепление негативными воздействиями определенных патологических черт, которые уже есть у ребенка (чрезмерная нервная возбудимость, истеричность и другие). При воздействии неблагоприятных социальных условий они переходят в психопатическое развитие, оказывая влияние на формирование характера ребенка и подростка.

Протестные реакции

В основе протестных реакций в действительности лежит комплекс тех переживаний, которые особенно значимы для ребенка. Это может быть обида или перенесенное унижение. Реакции могут носить активный или пассивный характер.

Протест проявляется непослушанием, грубостью, двигательным возбуждением. Могут наступать состояния сужения сознания. При пассивном протесте наблюдаются уходы из дома, рвота, энурез, попытки суицида.

Ребенок становится капризным, он постоянно проявляет недовольство по отношению к окружающим, которые спровоцировали реакцию протеста.

Пассивный протест может носить демонстративный характер, когда ребенок или подросток пытается привлечь к себе внимание взрослых. Он представляет себе, как родители его разыскивают, обвиняют себя в том, что так плохо к нему относились.

Если же целью побега является не попытка привлечь к себе внимание, а стремление уйти из психотравмирующей ситуации или от наказания старшего, в психопатологии такой побег называется импунитивным.

Такого рода побег может превратиться в поведенческий стереотип.

Реакции эмансипации

Еще одно проявление дисгармонического развития. Эмансипация представляет собой также проявление побега. В таких случаях основная мотивация ребенка заключается в стремлении отделиться от родителей. При меньшей выраженности стремления самоутвердиться, реакции эмансипации могут выражаться и в активном несогласии с советами старших.

Реакция группирования

У подростков мужского пола данный симптом нередко выражается в образованиях группировок. Подростки формируют спонтанные «стаи», в которых устанавливаются определенные правила общения. Реакция группирования может иметь тесную связь с имитацией: подросток имитирует поведение лидеров группы.

У него формируются вредные привычки (употребление алкоголя, наркотиков). Наблюдается делинквентное поведение (нарушение общественных и морально-поведенческих норм, которое не доходит до преступления действующего законодательства).

Чаще всего имеет под собой поведенческую основу, однако в некоторых случаях могут носить и патологический характер.

Ребенок или подросток, переживая острое чувство неполноценности, пытается скомпенсировать это ощущение. В процессе гиперкомпенсации защитная форма начинает приобретать все более гипертрофированный характер. У ребенка наблюдаются компенсаторные игры, он погрязает в фантазиях, что также способствует быстрому формированию патологических личностных черт.

Варианты патологий: влияние на личность

В процессе анализа выделяют четыре главных варианта искаженного и дисгармонического развития:

  • Развитие по аффективно-возбудимому типу. Данный вид обуславливается неблагоприятной социальной средой, где ребенок постоянно наблюдает алкоголизм родителей, агрессивность домочадцев по отношению друг к другу. В подобных условиях у ребенка постепенно развиваются черты аффективной взрывчатости, навязчивая склонность к разрядке эмоционального возбуждения, гнева. Формируется повышенная готовность к конфликтам. Данные черты изначально формируются как имитация подобного поведения у старших членов семьи, либо в качестве закрепления протестной реакции. Изменение личности характеризуется сдвигом аффекта в сторону угрюмости, злобности.
  • Истероидный вариант. Чаще всего наблюдается у девочек. Возникает в тех семьях, где ребенок воспитывается в условиях гиперпопечительства, растет в изнеженной обстановке, его внешность и таланты оцениваются непомерно высоко. Но данный вариант в качестве реакции протеста также может возникать и в тех семьях, которые страдают от длительного конфликта. У ребенка, дисгармоническое развитие личности которого происходит по истероидному типу, не развивается чувство ответственности, умения преодолевать трудности и препятствия. Незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в виде повышенной импульсивности, а также внушаемости. Данный тип развития личности по своей сути представляет собой один из вариантов психического инфантилизма – одного из компонентов ЗПР (задержки психического развития).
  • Тормозимый вариант. Чаще всего возникает в особых условиях гиперопеки, где авторитарность направлена на подавление самостоятельности. Ребенок становится робким, обидчивым. Вырастает в пассивного и неуверенного взрослого. К данному варианту близко формирование невротической личности, которое имеет место в тех случаях, когда длительная психотравмирующая обстановка в семье приводит к развитию у ребенка невроза и таких черт, как боязливость, ипохондричность, высокая тревожность. Невротическое развитие быстро возникает у физически слабых детей, а также при неблагоприятных условиях окружающей среды.
  • Патологическое протекание периода пубертата. Негативное влияние на личность оказывает и его задержка, и ускорение. Данные аномалии обуславливаются и внешними факторами, и особенностями ЦНС. При наличии неблагоприятной окружающей среды акцентуации характера и патологические черты становятся предпосылками для патологического формирования личности. В ней будут присутствовать черты повышенной эмоциональной возбудимости, расторможенности, а также асоциального поведения.

Характеристика дисгармонического развития сложна, что связано с многообразием вариантов, нечеткостью их границ. В этом заключается одна из главных трудностей дифференциальной диагностики. Однако чистые варианты патологий встречаются гораздо реже, чем смешанные.

Источник: https://FB.ru/article/381785/disgarmonicheskoe-razvitie---eto-harakteristika-osobennosti-razvitie-prichinyi-poyavleniya-i-vliyanie-na-cheloveka

Дисгармония личности

Дисгармонизация

Аюрведа одной из основных причин болезней называет прагья-апарадху (что переводится примерно как «преступление против собственной, естественной мудрости» или «нехватка мудрости») – несоблюдение законов Вселенной. Это подразумевает, что человек диссонирует со Вселенной из-за непонимания естественной гармонии жизни. Это ведет к ухудшению состояния здоровья и развитию заболеваний.

С точки зрения Аюрведы основа дисгармонии личности — это страхи и желания. Они — главные критерии для определения уровня развития личности человека и понимания того, насколько он сбалансирован или дисгармоничен в своей жизни.

Подлинный баланс в жизни — это когда человек живёт Божественной любовью.

Страхи убивают любовь потому, что они подразумевают агрессию и притягивают то, чего мы боимся и критикуем.

К примеру, вы идете по улице и вдруг увидели, что навстречу бежит голодный тигр, первая естественная реакция — испуг. Следующая — желание уничтожить причину страха, то есть агрессия. А агрессия — главная разрушительная сила во Вселенной.

Основа всех страхов — желание потреблять больше, чем отдавать, и эгоизм, отождествление себя с чем-то временным (асат), с материальным телом и его продолжением — домом, семьей, нацией и т. д. Чем больше эгоизм, тем больше ощущение собственной отдаленности от мира, желание наслаждать ум и чувства, тем сильнее желание достичь высокого положения.

Рост эгоизма ведёт к росту тревог — как достигнуть желаемое и как удержать достигнутое? Но очевидно, что в этом мире все временно, и рано или поздно мы потеряем всё, кроме Божественной любви, которую смогли накопить и сохранить в этом воплощении.

[attention type=red]

Невозможно представить святого, вскакивающего ночью в холодном поту от страха потерять престижную работу, деньги и т. д.

[/attention]

Наоборот, если вы встречались с духовно развитыми людьми, то могли почувствовать, что от них идёт огромное спокойствие, основанное на полном доверии Богу и самому процессу жизни, а также понимании, что отдавать можно в любой ситуации.

Время и дисгармоничность личности

Вторая коренная причина дисгармоничности личности, последствием которой являются болезни, — это «кала-паринама» — неправильное понимание времени и, как следствие, неправильное отношение к нему. Мы знаем, что в материальном мире время линейно, т. е., мы делим его на прошлое, настоящее и будущее.

В духовном мире, как утверждают Веды, есть только настоящее. И духовно развитые люди живут в настоящем. Обычные же люди постоянно сожалеют о прошлом и мечтают о будущем. А как только человек теряет ощущение настоящего, он начинает страдать.

Один из величайших психотерапевтов современности, ученик 3. Фрейда, основатель гештальт-терапии Ф. Перле, после многих лет научно-исследовательской деятельности пришёл к однозначному выводу:

«Главное — это быть здесь и сейчас.
Все неврозы начинаются, когда мы не здесь и сейчас». Основатель гештальт-терапии, Ф. Перле

К этому же выводу пришел основатель гуманистической психологии А. Маслоу. В отличие от других психотерапевтов, изучающих больных людей, он исследовал успешных людей, оценив их количество в 1% населения. Как оказалось, успешные люди более здоровые, счастливые и достигают во всех сферах жизни во много раз больше, чем все остальные.

Из существенных отличий успешных людей от других можно выделить то, что они открыли для себя связь психики и физиологии. Все успешные люди творили с помощью души и тела, а также думали больше о том, как что-то привнести в жизнь, что-то создать и сотворить, нежели взять от жизни побольше.

Ещё одна наиболее существенная особенность успешных людей заключается в том, что самореализовавшиеся личности живут осознанно, то есть здесь и сейчас, они склонны принимать мир таким, какой он есть, и абстрагироваться от собственных механических реакций на жизнь. Тогда как обычный человек механичен: в ответ на определенный раздражитель вы получаете ожидаемую реакцию, похвала радует, критика сердит.

Осознанная жизнь и гармоничность личности

Осознанная жизнь и отречение от своего ложного эго, позволяет успешным людям глубоко и искренне любить, чувствовать истинное сострадание и проявлять подлинную мудрость.

Психологический страх всегда обращен к тому, что может случиться, а не к тому, что происходит сейчас. В этом искусственно созданном зазоре между настоящим и будущим и поселяются страхи, тревоги и беспокойства. С тем, что происходит сейчас, можно справиться всегда. А вот с тем, что представляет собой лишь проекцию ума, — никогда, так как невозможно изменить будущее.

Владимир Обод,член медицинского комитета фонда Бхактиведанты

газета «Дом Прабхупады №230»

Источник: https://www.vedic-culture.in.ua/ru/science/ayurveda-and-medicine/life-and-health/1868-disharmony-of-personality-source-of-disease

Будь здоров
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: