Дизайн эпидемиологических исследований

Эпидемиологические исследования

Дизайн эпидемиологических исследований

Замечание 1

Эпидемиологические исследования – неотъемлемая часть эпидемиологии, как науки.

Согласно материалам Симпозиума Европейского регионального отдела Всемирной организации здравоохранения, эпидемиологические исследования подразделяются на три основные группы:

  • связанные с изучением распределения той или иной болезни или болезней среди некоторого населения (описательная эпидемиология)
  • исследования, связанные с изучением – с применением ретроспективного и проспективного исследования – гипотез, сформулированных для объяснения ре- зультатов проведенных наблюдений (аналитическая эпидемиология)
  • исследования, связанные с использованием эксперимента и направленные на определение эффекта контрольных испытаний по управлению воздействием вредных условий, либо – эффекта профилактических мероприятий среди населения (экспериментальная эпидемиология).

Замечание 2

Однако с позиций доказательной медицины, классификацию эпидемиологических исследований можно провести на основе многих факторов, которые в той или иной степени могут отражать их специфику.

  • Курсовая работа 490 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 230 руб.
  1. По цели исследования они бывают:

    • Описательные (описывают заболеваемость или другие предметы эпидемиологии)
    • Аналитические (выявляют причинно-следственные закономерности в заболеваемости). К ним относят исследования типа “случай-контроль” и когортные.
  2. По общенаучным подходам выделяют исследования:

    • Наблюдательные
    • Экспериментальные (могут проводиться в условиях клиники или вне ее, с рандомизацией или без).
  3. По объему изучаемого явления исследования могу быть:

    • Сплошные (анализируется вся популяция)
    • Выборочные (анализируется специально подобранная группа).
  4. По состоянию предметов исследования (заболеваемости, смертности и т.д.) на текущий момент:

    • Ретроспективные (анализ данных собраных до текущего момента)
    • Проспективные (анализ целенаправленно собранных данных после момента формирования дизайна исследования)
    • Комбинированные.
  5. По времени проведения исследования бывают:

    • Одномоментные или поперечные (на конкретный момент времени)
    • Динамическое или продольные (за выбранный период времени).
  6. По месту проведения исследования:

    • Клинические (проводящиеся в условиях лечебно-профилактического учреждения)
    • Полевые (проводящиеся вне лечебно-профилактического учреждения).

Замечание 3

Название каждого исследования должно отображать его дизайн и специфику. На данный момент в эпидемиологии ключевое значение имеют сплошные и выборочные исследования различных направлений, совокупные анализы которых дают возможность сложить сколько-нибудь полноценное представление о предметах исследования эпидемиологии.

Сплошные эпидемиологические исследования

Сплошные исследования подразумевают анализ популяции – совокупности организмов, длительное время проживающих на одной территории, свободно скрещивающихся и имеющих относительную изоляцию от других популяций.

При этом в современном мире под популяцией могут подразумеваться разные группы населения, от проживающих на территории населенного пункта до всей планеты. Также эту группу исследуемых называют генеральной совокупностью.

Точность результатов сплошного исследования, не смотря на больший массив данных, чем например, в выборочных исследованиях, не может считаться выше, так как на них влияет множество факторов, таких как неоднородность популяции по половой, возрастной, социальной структуре, по географии и особенностям природного окружения.

Выборочные эпидемиологические исследования

Выборочные исследования предназначены для того чтобы по данным собранным на определенной группе исследуемых сделать выводы, проецируемые на всю популяцию.

При этом выборка должна отвечать критериям репрезентативности: как минимум по размерам и случайности.

В зависимости от целей и задач, которые устанавливаются исследователями, критерии репрезентативности могут быть дополнены определенными возрастными, половыми, экономическими, социальными, географическими и другими особенности выборки.

Источник: https://spravochnick.ru/medicina/infekcionnye_bolezni_i_epidemiologiya/epidemiologicheskie_issledovaniya/

Учебный процесс

Дизайн эпидемиологических исследований

Учебный процесс на кафедре эпидемиологии и доказательной медицины

В основу Федеральных Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования положен принцип достижения выпускниками определенных компетенций специалиста.

Этот факт накладывает серьезные обязательства на высшие учебные заведения и соответственно сегодня назрела необходимость пересмотра некоторых существующих подходов и поиска новых форм обучения студентов по всем дисциплинам, в том числе по эпидемиологии.

Парадигма подготовки специалистов по эпидемиологии в настоящее время претерпевает существенные изменения, что определяется с одной стороны развитием науки, с другой – потребностями практического здравоохранения.

Эпидемиология относится к числу наук, которые бурно развиваются во всем мире, появляются новые научные данные, что в свою очередь приводит к формированию новых разделов дисциплины «эпидемиология».

Результаты эпидемиологических исследований используются при составлении профилактических программ и для принятия обоснованных клинических решений.

Ведущими специалистами в области профилактической медицины эпидемиологические исследования рассматриваются как основной инструмент системы здравоохранения, позволяющий выявлять и находить решения проблем здоровья современного общества.

[attention type=yellow]

В связи с этим содержание современной эпидемиологии, и ее структура существенно отличаются от эпидемиологии 20 века.

[/attention]

Современная структура эпидемиологии включает в себя следующие модули, которые должны входить в обязательную программу обучения студентов по всем специальностям группы «здравоохранение»: общая эпидемиология с основами доказательной медицины; эпидемиология инфекционных болезней; госпитальная эпидемиология; военная эпидемиология и эпидемиология чрезвычайных ситуаций; эпидемиология неинфекционных болезней; клиническая эпидемиология. Естественно, что содержание и акценты в обучении врачей клиницистов и эпидемиологов должны различаться в зависимости от профессиональных компетенций специалиста. Вместе с тем знание вопросов эпидемиологии в равной степени необходимо как для врачей эпидемиологов, так и для клиницистов.

Эпидемиология принимает участие в формировании практически всех компетенций специалиста медико-профилактического профиля.

В последнее время серьезно расширился спектр направлений профессиональной деятельности в области эпидемиологии и имеются существенные различия в ее содержании в зависимости от места будущей работы эпидемиологов.

В связи с этим подготовка эпидемиологов должна быть ориентирована на формирование профессиональных компетенций специалиста, необходимых в будущей профессиональной деятельности как в органах и учреждениях Роспотребнадзора, так и в медицинских организациях, эпидемиологических отделах и отделах иммунопрофилактики министерств и департаментов здравоохранения, научно-исследовательских институтах эпидемиологического профиля, эпидемиологических отделах и специализированных центрах, осуществляющих работу по профилактике неинфекционных болезней, центрах здоровья и др.

Федеральные государственные образовательные стандарты требуют усиления практической составляющей в подготовке студентов. В деятельности эпидемиологов основной является аналитическая (эпидемиолого-диагностическая) деятельность.

В связи с этим основной целью обучения на медико-профилактических факультетах является подготовка специалиста, владеющего знаниями и умениями по вопросам организации и проведения эпидемиологических исследований и использования принципов доказательности в принятии обоснованных решений по проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий, необходимыми для использования в будущей профессиональной деятельности. Для достижения поставленной цели студенты должны быть подготовлены по организации проведения различных видов эпидемиологических исследований, как описательных, так и аналитических (наблюдательных и экспериментальных).

На кафедре занимаются студенты медико-профилактического факультета (4-6 курсы), лечебного факультета (5 курс), стоматологического факультета (4 курс), и факультета ВСО (5 курс).

Перечень обязательных дисциплин представлен в таблице 1.

№п/пНаправления (специальности) подготовкиНаименование дисциплин учебного планаОбъём в часах
По ГОСПо учебному плану
12345
1060104 «Медико-профилактическое дело»Общая эпидемиология8484
2060104 «Медико-профилактическое дело»Эпидемиология, военная эпидемиология264264
3060101 «Лечебное дело»Эпидемиология108108
4060109 (040600) Сестринское делоЭпидемиология108108

Кроме обязательных дисциплин кафедрой реализуются программы дисциплин по выбору и дополнительных дисциплин:

1. Эпидемиология и доказательная медицина для студентов медико-профилактического факультета

2. Госпитальная эпидемиология для студентов медико-профилактического факультета

3. Эпидемиология для студентов стоматологического факультета

4. Фармакоэпидемиология для студентов фармацевтического факультета

5. Дополнительная дисциплина для студентов лечебного факультета ЦИОП «Медицина будущего»

[attention type=red]

В учебном процессе кафедра использует как традиционные формы обучения (тестовый контроль, ситуационные задачи), так и компьютерные технологии, в том числе выполнение заданий, размещенных на Едином образовательном портале Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

[/attention]

На Едином образовательном портале выложены учебно-методические комплексы по дисциплинам, тестовые задания в обучающем и контролирующем режимах, задания для студентов, обучающихся на заочной форме и т.д.

В современных условиях выпускник должен уметь самостоятельно анализировать эпидемиологическую информацию и высказывать предложения по составлению профилактических программ. В связи с этим наряду с традиционными формами обучения и контроля знаний (тестовый контроль, ситуационные задачи) особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов.

Студенты медико-профилактического факультета выполняют 3 курсовых работы. На 4 курсе медико-профилактического факультета отрабатывается методология проведения ретроспективного эпидемиологического анализа. На 5 курсе проводится анализ научной публикации, посвященной проведенным эпидемиологическим исследованиям.

На 6 курсе 1 этап ИГА (практическая подготовка) оценивается по результатам выполненной в 12 семестре научно-практической работы.

По заданиям кафедры студенты, анализируя большой цифровой материал по заболеваемости какой–то болезнью в определенном населенном пункте, выполняют индивидуальную курсовую работу, направленную на выявление причинно–следственных связей между заболеваемостью и факторами, ее определяющими. Формулируется эпидемиологический диагноз и разрабатывается комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий. Защита курсовой работы проводится на студенческой конференции в присутствии членов Государственной аттестационной комиссии. Студенты лечебного факультета выполняют курсовую работу по анализу научной публикации.

Выполнение индивидуальных научно-практических работ позволяют наиболее эффективно оценить знания и умения студентов, а также их подготовленность к будущей профессиональной деятельности в органах практического здравоохранения.

Н.И. Брико читает лекцию студентам медико-профилактического факультетаЕ.В. Кирьянова проводит занятие со студентами лечебного факультета

Тематические планов занятий и лекций

Осенний семестр

Тематический план лекций для студентов 5 курса

медико-профилактического факультета.

1. Основы доказательной медицины

2. Заболеваемость инфекционными болезнями в мире и РФ.

2. Управление эпидемиологической деятельностью.

3. Иммунопрофилактика.

Тематический план практических занятий для студентов 5 курса медико-профилактического факультета.

1. Аналитические эпидемиологические исследования. Выявление и оценка факторов риска.

2. Оценка эффективности и безопасности лекарственных и профилактических препаратов.

3. Оценка эффективности диагностических и скрининговых тестов.

4. Систематические обзоры и метаанализ

5. Эпидемический процесс.

6. Противоэпидемические мероприятия.

7. Иммунопрофилактика.

8. Дезинфекция.

9. Дезинсекция.

10. Дератизация.

Тематический план лекций на 5 курсе

лечебного факультета

[attention type=green]

1. Эпидемиологический подход к изучению болезней человека. Основы доказательной медицины.

[/attention]

2. Поиск доказательной информации. Базы данных.

3. Актуальные вопросы эпидемиологии инфекционных болезней

4. Эпидемиология и профилактика ИППП и ВИЧ-инфекции

5. Эпидемиология и профилактика зоонозов и сапронозов

6. Актуальные вопросы эпидемиологии неинфекционных болезней

Тематический план практических занятий на 5 курсе

лечебного факультета

1. Показатели, используемые в эпидемиологических исследованиях. Дизайн эпидемиологических исследований.

2. Описательные эпидемиологические исследования

3. Аналитические эпидемиологические исследования. Выявление и оценка факторов риска.

4. Оценка эффективности и безопасности лекарственных и профилактических препаратов.

5. Оценка эффективности диагностических и скрининговых тестов.

6. Систематические обзоры и метаанализ.

7. Эпидемический процесс.

8. Противоэпидемические мероприятия

9. Иммунопрофилактика.

10. Дезинфекция.

11. Эпидемиология и профилактика антропонозов с фекально-оральным механизмом передачи.

12. Эпидемиология и профилактика антропонозов с аэрозольным механизмом передачи.

13. Эпидемиология и профилактика парентеральных гепатитов

14. Эпидемиология и профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи

15. Эпидемиология и профилактика гельминтозов

Весенний семестр

Тематический план лекций для студентов 4 курса

медико-профилактического факультета

Эпидемиологический подход к изучению болезней.

Характеристика эпидемиологических исследований. Организация эпидемиологических исследований.

Тематический план занятий для студентов 4 курса

медико-профилактического факультета

1. Показатели, используемые в эпидемиологических исследованиях. Дизайн эпидемиологических исследований.

2. Описательные эпидемиологические исследования.

2.1 Распределение заболеваемости в многолетней динамике.

2.2 Распределение заболеваемости в годовой динамике.

2.3 Распределение заболеваемости по группам населения.

2.4 Распределение заболеваемости по территории.

.

Тематический план лекций для студентов 5 курса

медико-профилактического факультета

1. Эпидемиология и профилактика инфекций с вертикальной передачей.

2. Эпидемиология и профилактика зоонозов.

3. Эпидемиология и профилактика сапронозов.

4. Военная эпидемиология.

5. Актуальные вопросы эпидемиологии неинфекционных болезней.

Тематический план практических занятий для студентов 5 курса медико-профилактического факультета

1. Введение в частную эпидемиологию. Общая характеристика антропонозов с фекально-оральным механизмом передачи.

2. Эпидемиология и профилактика брюшного тифа.

3. Эпидемиология и профилактика шигеллёзов.

4. Эпидемиология и профилактика вирусных гепатитов с фекально-оральным механизмом передачи.

5. Общая характеристика аэрозольных антропонозов. Дифтерия.

[attention type=yellow]

6. Эпидемиология и профилактика кори, коклюша, эпидемического паротита, стрептококковой инфекции.

[/attention]

7. Эпидемиология и профилактика лептоспирозов и ГЛПС.

8. Эпидемиология и профилактика гельминтозов.

9. Эпидемиология и профилактика малярии.

10.Эпидемиология и профилактика госпитальных инфекций.

11.Эпидемиология и профилактика парентеральных гепатитов.

12.Военная эпидемиология.

Источник: https://www.sechenov.ru/education/facultie/mpf/kafedry/kafedra-epidemiologii-i-dokazatelnoy-meditsiny-mediko-profilakticheskogo-fakulteta/uchprocess/

Будь здоров
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: