Доминанта и рецессив

Содержание
  1. В чем разница между доминантными и рецессивными генами
  2. Ключевые области покрыты
  3. Основные условия
  4. Какие доминантные гены
  5. Что такое рецессивные гены
  6. Сходство доминантных и рецессивных генов
  7. Определение
  8. выражение
  9. Примеры
  10. Полипептид
  11. Маскировка Эффекта
  12. Похожие гены
  13. наследование
  14. Формирование болезней
  15. Заключение
  16. Ссылка:
  17. Доминанта и рецессив
  18. II. Закрепление знаний
  19. III. Домашнее задание
  20. Коррекция нежелательных доминант – Психологос
  21. Четыре способа коррекции нежелательных доминант
  22. 1. Резкое ослабление доминанты в связи с ее естественным разрешением
  23. 2. Запрет, торможение «в лоб»
  24. 3. Переведение нужных действий в автоматизм
  25. 4. Торможение прежней доминанты новой
  26. Особенности внешности передаются по наследству и другие интересные факты о генах
  27. Доминант и рецессив
  28. Будет ли девочка послушной?
  29. Наследуемая агрессивность
  30. Высокогорные гены
  31. Гены, сера и пот
  32. Ген сна
  33. Ген речи
  34. Ген счастья
  35. Гены и болезни
  36. Долголетие
  37. Тип фигуры
  38. Цвет глаз
  39. Группа крови

В чем разница между доминантными и рецессивными генами

Доминанта и рецессив

главное отличие между доминантным и рецессивным генами является то, что доминантные гены всегда выражают доминантный признак, тогда как рецессивные гены выражают рецессивный признак. Кроме того, доми

главное отличие между доминантным и рецессивным генами является то, что доминантные гены всегда выражают доминантный признак, тогда как рецессивные гены выражают рецессивный признак. Кроме того, доминантные гены с большей вероятностью перейдут к будущему поколению, в то время как рецессивный аллель с меньшей вероятностью перейдет к будущему поколению.

Доминантные и рецессивные гены – это две формы генов, классифицированные на основе способности экспрессировать через другой ген. Гены / факторы, которые определяют определенный характер, всегда встречаются парами. Три возможные пары генов – гомозиготная доминантная (AA), гомозиготная рецессивная (aa) и гетерозиготная (Aa) пары.

Ключевые области покрыты

1. Что такое доминантные гены
– Определение, Выражение, Особенности
2. Что такое рецессивные гены
– Определение, Выражение, Особенности
3.

Каковы сходства между доминантными и рецессивными генами
– Краткое описание общих черт
4.

В чем разница между доминантными и рецессивными генами
– Сравнение основных различий

Основные условия

Доминантные гены, Доминантная черта, Менделевская генетика, Рецессивные гены, Рецессивная черта

Какие доминантные гены

Доминирующие гены – это гены, которые всегда выражают доминантную черту. Они обозначены заглавными буквами.

Экспрессия доминантного признака происходит, когда в паре генов встречаются два доминантных гена (гомозиготно-доминантный) и когда в паре генов встречается только один доминантный ген, тогда как другой ген является рецессивным (гетерозиготно).

Следовательно, доминантный ген маскирует действие рецессивного гена в гетерозиготном состоянии. Более того, он не оказывает влияния от рецессивного гена на экспрессию доминантного признака. Примером доминирующей черты являются красные цветы гороха.

[attention type=yellow]

Рисунок 1: Наследование доминантных генов

[/attention]

Здесь причина экспрессии доминантных генов в доминирующем признаке заключается в способности доминантных генов продуцировать полный полипептид посредством экспрессии генов. Только полный полипептид может продуцировать доминантный признак.

Что такое рецессивные гены

Рецессивные гены – это гены, которые не способны выражать доминирующую черту. Следовательно, рецессивные признаки – это признаки, продуцируемые рецессивными генами. Рецессивные гены обозначены маленькими буквами. В гетерозиготном состоянии доминантный ген маскирует действие рецессивного гена.

Следовательно, только доминирующая черта выражается в условиях полного доминирования, как описано менделевской генетикой. Однако в ситуациях с не менделевской генетикой, включая неполное доминирование, совместное доминирование, множественные признаки, связанные с полом признаки и т. Д.

, Маскировка выражения рецессивного признака происходит по-разному.

Рисунок 2: Маскирование эффекта рецессивных генов доминантными генами

Кроме того, основной причиной экспрессии рецессивного признака в гомозиготном рецессивном состоянии является неспособность рецессивных генов экспрессировать полный полипептид во время экспрессии гена. Поэтому для этого персонажа не будет характерной черты, которую можно охарактеризовать наличием белого цвета в цветке гороха.

Сходство доминантных и рецессивных генов

  • Во-первых, доминантные и рецессивные гены являются двумя типами факторов, ответственных за определение признака.
  • Более того, оба типа генов могут вызывать генетические заболевания.

Определение

Доминирующие гены относятся к генам, ответственным за экспрессию доминантного характера, в то время как рецессивные гены относятся к генам, ответственным за экспрессию рецессивного характера.

выражение

Следовательно, основное различие между доминантными и рецессивными генами заключается в том, что доминантные гены всегда выражают доминантный признак, в то время как рецессивные гены выражают рецессивный признак.

Примеры

Пример доминирующей черты – цветы красного цвета в горохе, в то время как его рецессивная черта – цветы белого цвета.

Полипептид

Еще одно различие между доминантными и рецессивными генами заключается в том, что доминантные гены продуцируют полный полипептид, тогда как рецессивные гены продуцируют неполный полипептид.

Маскировка Эффекта

Более того, доминантные гены маскируют действие рецессивных генов, в то время как рецессивные гены не способны совмещать действие доминантных генов. Следовательно, это еще одно различие между доминантным и рецессивным генами.

Похожие гены

Кроме того, доминантные гены не требуют присутствия сходного гена в паре генов для экспрессии, в то время как рецессивные гены требуют присутствия сходного гена в паре генов для их эффекта.

наследование

Важное различие между доминантными и рецессивными генами заключается в том, что доминантные гены с большей вероятностью наследуются, тогда как рецессивные гены с меньшей вероятностью наследуются.

Формирование болезней

Другое важное различие между доминантными и рецессивными генами заключается в том, что доминантные гены более склонны вызывать заболевания, в то время как рецессивные гены менее склонны вызывать заболевания.

Заключение

В заключение, доминантные гены – это гены, которые могут выражать доминантный признак в паре генов. Также они могут полностью маскировать влияние рецессивных генов в гетерозиготном состоянии. С другой стороны, рецессивные гены не могут выражать черту. Следовательно, основное различие между доминантным и рецессивным генами заключается в способности продуцировать признак.

Ссылка:

1. «Что является доминантным и рецессивным?»Learn.GeneticsЦентр изучения генетики | Университет Юты,

Источник: https://ru.strephonsays.com/what-is-the-difference-between-dominant-and-recessive-genes

Доминанта и рецессив

Доминанта и рецессив

Продолжение. См. № 6, 7, 8, 9/2009

Взаимодействие аллельных генов и его типы

Изучая законы Г.Менделя, мы уже знакомились с основными типами взаимодействия аллельных генов. На основе ранее изученного материала заполните таблицу.

Таблица. Типы взаимодействия генов одной аллельной пары

Тип взаимодействия Характер взаимодействия вгетерозиготном состоянииФормулы расщепления по фенотипу в F2 и при анализирующем скрещивании Примеры
Полное доминированиеОдин аллель (доминантный) полностью подавляет действие другого (рецессивного) аллеля3:1 (1:1)Высокий рост растения доминирует над карликовостью; вьющиеся волосы – над прямыми; карие глаза – над голубыми и т. п.
Неполное доминированиеДействие каждого аллеля реализуется не полностью, вследствие чего проявляется промежуточный признак1:2:1 (1:1)Окраска цветков ночной красавицы; серповидноклеточная анемия; цистонурия и т.п.
КодоминированиеУчастие обоих аллелей в определении признака1:2:1 (1:1)IV группа крови (эритроциты этой группы крови имеют агглютиногены типа А и типа В)

Взаимодействие неаллельных генов

Исходя из законов Г.

Менделя, можно прийти к заключению, что существует довольно прочная связь между геном и признаком, что генотип слагается из суммы независимо действующих генов, а фенотип – механическая совокупность отдельных признаков.

Однако прямые и однозначные связи гена с признаком скорее исключение, чем правило. Развитие признака организма обычно находится под контролем многих генов, и признак является результатом взаимодействия неаллельных генов.

Простейший случай взаимодействия неаллельных генов – когда признак контролируется двумя парами аллелей. Рассмотрим некоторые примеры такого взаимодействия.

Комплементарное взаимодействие генов

Явление взаимодействия генов, при котором для проявления признака необходимо наличие двух неаллельных генов, называют комплементарностью (от лат. complementum – дополнение), а гены, необходимые для проявления признака, комплементарными, или дополнительными.

Рассмотрим различные варианты комплементарного взаимодействия генов.

Аллели второго гена проявляются только при наличии доминантного аллеля гена А. Окраска мышей зависит в простейшем случае от двух генов. Мыши с генотипом аа лишены пигмента и имеют белый цвет.

При наличии доминантного аллеля А пигмент вырабатывается, и мышь как-то окрашена. Конкретный цвет определяется вторым геном. Его доминантный аллель С обусловливает серый цвет мыши, а рецессивный аллель с – черный цвет.

Таким образом, если рассматривать гомозиготные варианты, генотип серых мышей – ААСС, черных – ААсс, белых – ааСС или аасс.

При скрещивании серой мыши ААСС с белой аасс в первом поколении все получается по Менделю: все гибриды имеют серый цвет (это гетерозиготы с генотипом АаСс). В F2, как легко проверить, получим 9/16 серых мышей, 3/16 черных и 4/16 белых.

Для проявления признака в генотипе должны присутствовать доминантные аллели двух разных генов.

Примером такого комплементарного взаимодействия генов является наследование формы плода у тыквы.

При наличии обоих доминантных аллелей плоды имеют дисковидную форму, при наличии одного (любого!) доминантного аллеля – сферическую, а при отсутствии доминантных аллелей – удлиненную.

Для проявления признака в генотипе должны присутствовать доминантные аллели двух разных генов, но каждый доминантный аллель в сочетании с рецессивными аллелями другой пары имеет самостоятельное фенотипическое проявление.

[attention type=red]

Например, у кур гороховидная форма гребня определяется одним доминантным геном, розовидная – другим неаллельным ему, но тоже доминантным геном. Когда эти гены окажутся в одном генотипе, развивается ореховидная форма гребня.

[/attention]

В случае если организм оказывается гомозиготным по обоим рецессивным генам, развивается простой листовидный гребень. При скрещивании дигибридов (все с ореховидным гребнем) во втором поколении происходит расщепление в отношении 9:3:3:1.

Но здесь нельзя найти независимого расщепления каждого аллеля в отношении 3:1, так как во всех случаях совпадения в генотипе обоих доминантных генов их прямого действия не обнаруживается.

Таким образом, о комплементарном взаимодействии неаллельных генов говорят в том случае, когда два неаллельных гена дают новый признак, то есть имеет место новообразование.

Эпистатическое взаимодействие генов

Взаимодействие генов, при котором один ген подавляет действие другого, неаллельного первому, называется эпистазом (от греч. эпи – над и стазис – стоять), а гены, подавляющие действие других генов, называются генами-супрессорами, или генами-ингибиторами (от лат. inhiber – удерживать), или эпистатическими генами. Подавляемый ген называется гипостатическим.

Различают эпистаз доминантный и рецессивный.

Доминантный эпистаз связан с доминантным геном-ингибитором. Например, ген I обусловливает белый цвет плодов тыквы, при его наличии действие гена В не проявляется.

При генотипе iiВВ или iiВb плоды тыквы имеют желтый цвет. Наконец, если оба гена представлены рецессивными аллелями, плоды тыквы имеют зеленый цвет.

По этому же типу может наследоваться окраска шерсти собак, овец и других животных.

Рецессивный эпистаз обнаруживается тогда, когда проявление гена подавляется рецессивными аллелями другого гена. Этот вид эпистаза иллюстрируется наследованием окраски шерсти у домовых мышей.

Окраска агути (рыжевато-серая) определяется доминантным геном А, его рецессивный аллель а дает черную окраску.

[attention type=green]

Ген из неаллельной пары В способствует проявлению цветности, а ген b является супрессором и подавляет действие доминантного аллеля А и рецессивного а. Мыши с генотипом Аbb неотличимы по фенотипу от особей с генотипом ааbb – все белые.

[/attention]

Полимерное взаимодействие генов

Полимерия – тип взаимодействия неаллельных генов, при котором несколько пар неаллельных генов действуют на развитие одного признака. Такие гены называются полимерными (от греч. полис – много и мерос – часть). Их обозначают одной буквой, но с разными индексами, которые указывают на число аллельных пар в генотипе, обусловливающих развитие конкретного признака (А1А1А2А2).

Различают два варианта полимерии: с суммирующим действием генов и без усиления генов друг другом.

Суммирующее действие полимерных генов. В этом случае степень проявления признака зависит от числа доминантных аллелей в генотипе особи. Так, красная окраска зерен пшеницы определяется двумя и более парами генов. Каждый из доминантных генов этих аллелей определяет красную окраску, рецессивные гены определяют белый цвет зерен.

Один доминантный аллель дает не очень сильно окрашенные зерна. Если в генотипе присутствуют два доминантных аллеля, интенсивность окраски повышается. Лишь в том случае, когда организм оказывается гомозиготным по всем парам рецессивных генов, зерна не окрашены. Таким образом, при скрещивании дигибридов происходит расщепление в отношении 15 окрашенных к одному белому.

Но из 15 окрашенных один будет иметь интенсивный красный цвет, т.к. содержит четыре доминантных аллеля, четыре будут окрашены несколько светлее, т.к. содержат в генотипах три доминантных аллеля и один рецессивный аллель, шесть – еще светлее с двумя доминантными и двумя рецессивными аллелями в генотипах, четыре – еще более светлые, т.к.

имеют лишь один доминантный и три рецессивных гена, то есть истинное расщепление будет 1:4:6:4:1.

По данному варианту полимерии наследуются окраска кожи, рост и масса у человека. Подобный же механизм наследования характерен для многих количественных, в том числе и хозяйственно-ценных признаков: содержание сахара в корнеплодах свеклы, содержание витаминов в плодах и овощах, длина колоса злаков, длина початка кукурузы, плодовитость животных, молочность скота, яйценоскость кур и др.

Полимерные гены не усиливают друг друга. В этом случае расщепление в F2 будет 15:1. Так, плоды пастушьей сумки могут быть треугольными (доминантный признак) и  овальными (рецессив). Признак контролируется двумя парами полимерных генов.

Если в генотипе растения имеется хотя бы один доминантный аллель из первой или второй пары полимерных генов, то форма плода у него будет треугольной (А1А2; А1а2; а1А2).

[attention type=yellow]

Овальную форму плодов будут иметь лишь те растения, у которых в генотипе нет ни одного доминантного аллеля – а1а1а2а2.

[/attention]

Таким образом, накопление определенных аллелей в генотипе может привести к изменению выраженности признаков.

Множественное действие генов

Часто ген оказывает действие не на один, а на ряд признаков организма. Явление, при котором один ген может влиять на формирование нескольких признаков организма, называется плейотропией (от греч. плеон – более многочисленный и тропос – поворот).

Существование этого явления отнюдь не противоречит классической концепции «один ген – один белок – один признак». Упрощенно влияние одного гена сразу на несколько признаков можно представить следующим образом.

В результате считывания информации с гена образуется некий белок, который затем может участвовать в различных процессах, происходящих в организме, оказывая таким образом множественное действие.

Например, у гороха бурая окраска кожуры семян и развитие пигмента в других частях растения, окраска цветков зависят от одного гена; у дрозофилы ген, обусловливающий белую окраску глаз, влияет на осветление окраски тела и изменение некоторых внутренних органов; у человека ген, отвечающий за рыжий цвет волос, одновременно определяет более светлую окраску кожи и появление веснушек. Синдром Марфана обусловлен аутосомным доминантным плейотропным геном и проявляется высоким ростом, удлинением костей пальцев рук и ног (паучьи пальцы), гиперподвижностью суставов, подвывихом хрусталика глаза, пороком сердца.

Такое множественное действие характерно для большинства генов. Однако не следует представлять, что плейотропный ген в равной степени влияет на каждый из признаков. Для абсолютного большинства генов с той или иной степенью плейотропии характерно более сильное влияние на один признак и значительно более слабое – на другой.

Генотип как целостная система

Факт расщепления в потомстве гибридов позволяет утверждать, что генотип слагается из отдельных элементов – генов, которые могут наследоваться независимо (дискретность генотипа). В то же время генотип не может рассматриваться как простая механическая сумма отдельных генов.

Генотип – это система взаимодействующих генов. Точнее, взаимодействуют не сами гены (участки ДНК), а образуемые на их основе генные продукты (РНК, а затем – белки).

[attention type=red]

Поэтому в отдельных случаях действие разных генов относительно независимо, но, как правило, проявление признака есть результат взаимодействия продуктов разных генов.

[/attention]

Генотип любого организма представляет собой сложную целостную систему взаимодействующих генов. Эта целостность генотипа возникла исторически в процессе эволюции вида.

В результате мутаций постоянно появляются новые гены, формируются новые хромосомы и даже новые геномы.

Вновь возникшие гены могут сразу же взаимодействовать с уже имеющимися генами или модифицировать характер работы последних, даже будучи рецессивными, то есть, не проявляясь сами по себе.

Следовательно, у каждого вида растений и животных генотип проявляет себя как исторически сложившаяся к данному моменту целостная система.

II. Закрепление знаний

Обобщающая беседа по ходу изучения нового материала.

III. Домашнее задание

Изучить параграф учебника (связь между генами и признаками, типы взаимодействия аллельных и неаллельных генов, плейотропия, генотип как целостная система).

Решить задачи в конце параграфа учебника.

Продолжение следует

Источник: bio.1sept.ru

Источник: https://naturalpeople.ru/dominanta-i-recessiv/

Коррекция нежелательных доминант – Психологос

Доминанта и рецессив

Автор – © И.Л. Викентьев, 1991 г.

С сайта Экспертные системы «ТРИЗ-ШАНС»

Четыре способа коррекции нежелательных доминант

Можно ли целенаправленно формировать новые доминанты? На этот вопрос современная психофизиология точного ответа не дает.

Одно несомненно: доминанта не фатальна и прежде чем, например, проводить серьёзную рекламную кампанию, необходимо «расчистить место» – как минимум, попытаться скорректировать прежние доминанты.

(Полностью их затормозить не удастся – это хорошо видно из опытов по изучению сновидений и применению гипноза…) Известно четыре основных психофизиологических механизма коррекции старых доминант.

1. Резкое ослабление доминанты в связи с ее естественным разрешением

Наверное, это знакомо каждому читателю: после объявления посадки на ожидаемый самолет все последующие объявления диктора воспринимаются не столь напряженно.

Другой пример: В. Гёте в юности перенес глубокую любовь, не имевшую, как говорят в таких случаях, счастливого исхода.

У поэта появились мысли о самоубийстве. Но, как пишет Гёте, он «преодолел эти мрачные настроения и решил жить.

[attention type=green]

Но для того, чтобы жить спокойно, я должен был написать произведение, где выразил бы чувства, мечтания, мысли важного периода моей жизни». Таким «громоотводом» стал роман «Страдания юного Вертера».

[/attention]

Герой романа определенно унаследовал черты автора и его несчастливой влюблённости – в романе Вертер кончает жизнь самоубийством… Не спасло ли такое ослабление доминанты Гёте жизнь?..

(Справедливость требует отметить, что издание «Страданий…» породило в Европе своеобразную моду среди молодежи – самоубийства по случаю несчастной любви.)

2. Запрет, торможение «в лоб»

Волевое управление «в лоб», выражаемое обычно приказами «нельзя!», «не делай!», – метод традиционной педагогики. Это малоэффективно и практически не используется в рекламной деятельности. Длительное управление личностью в таком режиме ведет к конфликту между «хочу» и «нельзя», к так называемой «сшибке нервных процессов» (термин И.П. Павлова) и неврозам…

3. Переведение нужных действий в автоматизм

Название этого механизма говорящее и описывает важную закономерность педагогики, коммуникаций и рекламы.

Заметим: в любой ответственной и хорошо работающей социальной системе – от «армейской педагогики» до отправления религиозных культов – используются «полезные автоматизмы».

При входе в храм (любой религии) человек обязан совершить некоторые обязательные действия, повстречавшиеся и незнакомые друг другу военные должны непременно отдать честь.

А в военной академии Вест-Пойнт (США) первокурсники могут перемещаться лишь легким бегом, и если в пустом коридоре им встречается ниша в стене, они, согласно Уставу, – на бегу! – «должны ее обозначить»… Зачем?

А для «переведения нужных действий в автоматизм». Так очевидно, что бегающий курсант психологически принижен и вырабатывает «полезный автоматизм» для армейской службы – умение подчиняться не рассуждая…

4. Торможение прежней доминанты новой

Как выполнить задание «Ни за что не думайте о белой обезьяне, об этой противной белой обезьяне!» Как можно не думать о таком впечатляющем образе? Кажется сам запрет работает на доминанту!

Наиболее успешный путь здесь, по мнению А.А. Ухтомского, – создание новой доминанты, тормозящей старую. То есть, чтобы не думать о белой обезьяне, следует упорно думать о … красном зубастом крокодиле! Действительно: ведь не даром умная мать не запрещает малышу хныкать, а отвлекает его…

Механизм формирования новых доминант малоизучен, но известно, что новые доминанты могут быть выработаны с различных уровней деятельности: Информационного, Эмоционального и Физиологического. Понятно, что информационное воздействие, как правило, самое слабое – недаром призывы Минздрава «Курение опасно для вашего здоровья» не срабатывают даже в среде медиков…

При прочих равных условиях формирование новой доминанты, тормозящей старую, наиболее целесообразно ввести через физиологический механизм, мышечные действия. Недаром физиолог И.П. Павлов для снятия сильного возбуждения рекомендовал «страсть вогнать в мышцы»: окатиться холодной водой, поколоть дрова, сделать пробежку.

Известны случаи, когда человек с неврозом (то есть имевший патологическую доминанту) выздоравливал, оказавшись перед лицом реальной физической угрозы, а упражнения йоги, аутотренинг начинаются именно с мышечных действий: необходимо «приоткрыть дверь» в сознание, сформировать требуемые доминанты.

[attention type=yellow]

Ведь мы знаем, волевые приказы «в лоб», будь то требования расслабиться или не курить, работают плохо…

[/attention]

(Так, для снятия страха перед огнем у детей, переживших железнодорожную катастрофу из-за взрыва трубопровода под Уфой в 1989 году, психотерапевт «помогал» рисовать ребенку пожар, постоянно уменьшая величину пламени, делал пламя совсем маленьким, нестрашным, а потом предлагал маленькому пациенту задуть настоящее пламя спички, свечки.)

На этом психологическом механизме построена система подготовки актеров К.С. Станиславского. Поскольку заставить напрямую, волевым приказом, работать мозг и чувства ученика – непосильная задача, он пошел обходным путем: а что, если дать прочувствовать актеру «нерв» роли через физическое действие? Пример.

Был случай: молоденькой актрисе никак не удавалось сыграть чувство растерянности, страха в ночном лесу. Уговоры, то есть работа на уровне слов, что «должно быть страшно», естественно, не помогли. Что делает Станиславский? Следует своему методу. Он расставляет в беспорядке стулья – это будет лес, – гасит свет и просит актеров не разговаривать.

«А Вы, – обращается он к ученице, – добирайтесь до меня через лес – я сяду в противоположном углу зала». Актриса пошла, но… медленно, на ощупь, как ходят в лесу. Вот здесь должен сидеть учитель. … Его нет! Шарит в темноте руками… Нет! Сбилась с направления? Вокруг темнота и молчание. Актриса расплакалась. По-настоящему – как в жизни.

Но эмоции помогли ей найти «нерв» сцены – для этого Станиславский… специально покинул свое место.

Во всех религиях, сектах и даже современном обществе так или иначе существует процедура «посвящения». В развитых обществах это экзамен, собеседование, испытательный срок, в неиндустриальных – система действий с явной опорой на физиологические механизмы.

Так, в одном из северных племен кандидат в шаманы должен месяц (!) провести в ледяной хижине, подготовить тело и свое сознание для предстоящих занятий шаманской деятельностью…

А основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что прежде, чем лечить больного, врач-психоаналитик, как минимум, должен осознать и преодолеть собственные болезненные переживания (доминанты, по терминологии А.А. Ухтомского). В «Жизненной стратегии творческой личности», разработанной Г.С. Альтшуллером и И.М.

Вёрткиным на основе анализа биографий творцов, показано: часто первотолчком или поводом для занятий творчеством послужило яркое впечатление, «встреча с Чудом» (см.: Сборник «Как стать еретиком», (Сост. А.Б. Селюцкий), Петрозаводск, Карелия, 1991 г.).

[attention type=red]

Выше, в связи с вопросом о торможении старой доминанты новой, мы упоминали три уровня деятельности: физиологический, эмоциональный и информационный – и не упомянули методический уровень…

[/attention]

Инструментальная, разработанная Методика, будь это таблица умножения или ТРИЗ, – отличное, если так можно выразиться, «антидоминантное средство».

Метод адсорбирует, обобщает опыт многих людей и в меньшей степени, чем другие формы деятельности зависит от индивидуальных особенностей, настроений личности… Методическая процедура может быть реализована, в том числе, в виде компьютерных программ и способна увеличивать вероятность решения некоторых классов задачи среднеодаренным Пользователем.

Более того, биохимик, Нобелевский лауреат Альберт Сент Дьёрди даже высказал гипотезу, что головной мозг человека вообще не орган мышления, а… орган выживания, как клыки или когти. Так это или нет, неизвестно, но несомненно: по мере обучения творчеству нужно все больше и больше времени уделять именно методическому уровню деятельности ученика…

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/korrekciya-nezhelatelnyh-dominant

Особенности внешности передаются по наследству и другие интересные факты о генах

Доминанта и рецессив

Генетика — наука не только интересная, но ещё и удобная. Исследования ученых доказали, что очень многое в нас от нас не зависит, а досталось в наследство. Гены, ничего не поделаешь.

Доминант и рецессив

Не секрет, что наша внешность складывается из ряда признаков, которые определяются наследственностью. Можно говорить о цвете кожи, волос, глаз, росте, телосложении и так далее.

Большинство генов имеют две или более вариаций, называемых аллелями. Они могут быть доминантными и рецссивными.

Полное доминирование одной аллели наблюдается крайне редко, в том числе и по причине косвенного воздействия других генов. Также на внешний вид малыша влияет множественный аллелизм, наблюдаемый у ряда генов.
Поэтому ученые говорят только о более высокой вероятности появления у детей внешних признаков, вызванных доминантными аллелями родителей, но не более того.

Например, темный цвет волос является доминирующим над светлым. Если оба родителя имеют черные или русые волосы, то и ребенок будет темноволосый.

Исключения возможны в редких случаях, если в роду со стороны обоих родителей были, например, блондины.

Если же оба родителя являются обладателями светлых волос, то вероятность, что малыш будут брюнетом, возрастает.

[attention type=green]

Вьющиеся волосы с большей вероятностью передадутся по наследству, потому что они являются доминирующими. Что касается цвета глаз, то сильными являются также темные цвета: черные, карие, темно зеленые.

[/attention]

Такие особенности внешности, как ямочки на щеках либо подбородке доминируют. В союзе, где хотя бы у одного партнера есть ямочки, они, скорее всего, передадутся младшему поколению. Практически все ярко выделяющиеся особенности внешности являются сильными. Это может быть большой, длинный нос или горбинка на нем, оттопыренные уши, густые брови, пухлые губы.

Будет ли девочка послушной?

Станет ли дочка опрятной девочкой, обожающей куклы, или будет расти, как мальчишка, играя в «казаков-разбойников», во многом определяется материнским инстинктом, который, как выяснилось, зависит от двух генов.

Исследования, проводимые организацией Human Genom Organisation (HUGO), шокировали научное сообщество, когда представили доказательства, что инстинкт материнства передается исключительно по мужской линии. Именно поэтому ученые утверждают, что по поведенческой модели девочки с большей долей вероятности будут похожи на бабушек по отцу, чем на родных матерей.

Наследуемая агрессивность

Российским ученым в проекте Геном Человека ставилась задача определить, являются ли агрессивность, раздражительность, активность и общительность – генетически наследуемыми признаками, или формируются в процессе воспитания. Изучалось поведение детей-близнецов в возрасте от 7 до 12 месяцев и их генетическая связь с типом поведения родителей.

Выяснилось, что три первые черты темперамента имеют наследственную природу, а вот общительность на 90% формируется в общественной среде. Например, если кто-то из родителей склонен к агрессии, то с вероятностью 94% это же повторится в малыше.

Высокогорные гены

Генетикой можно объяснить не только внешние признаки, но даже и национальные особенности разных народов. Так, в геноме шерпов есть аллель гена EPAS1, который увеличивает присутствие гемоглобина в крови, что объясняет их приспособленность к жизни в высокогорных условиях.

Этой адаптации нет больше ни у одного народа, но точно такой же аллель найден в геноме денисовцев — людей, не относящихся ни к неандертальцам, ни к виду Homo Sapiens. Вероятно, много тысячелетий назад денисовцы скрещивались с общими предками китайцев и шерпов.

Впоследствии китайцы, живущие на равнинах, данный аллель утратили за ненадобностью, а у шерпов он сохранился.

Гены, сера и пот

Гены отвечают даже за то, как сильно человек потеет, и какая у него ушная сера. Существует две версии гена ABCC11, распространённых в человеческой популяции.

У тех из нас, кто владеет хотя бы одной из двух копий доминантной версии гена, выделяется жидкая ушная сера, а у обладателей двух копий рецессивного варианта ушная сера твёрдая. Также ген ABCC11 отвечает за выработку протеинов, которые выводят пот из пор в подмышках.

У людей с твёрдой ушной серой такой пот не выделяется, поэтому у них нет проблем с запахом и необходимости постоянно пользоваться дезодорантом.

Ген сна

Сон обычного человека составляет 7—8 часов в сутки, однако при наличии мутации в гене hDEC2, регулирующем цикл сон-бодрствование, необходимость во сне может сокращаться до 4 часов. Носители этой мутации за счёт дополнительного времени часто добиваются большего в жизни и карьере.

Ген речи

Ген FOXP2 играет у человека важную роль в формировании речевого аппарата. Когда это выяснилось, генетиками был проведен эксперимент по внедрению гена FOXP2 шимпанзе, в надежде, что обезьяна заговорит.

Но ничего подобного не произошло – зона, отвечающая у человека за функции речи, у шимпанзе регулирует вестибулярный аппарат.

Умение лазить по деревьям в ходе эволюции для обезьяны оказалось куда важнее, чем развитие навыков речевого общения.

Ген счастья

Вот уже все последнее десятилетие генетика бьется над доказательством, что для счастливой жизни нужны соответствующие гены, а точнее, так называемый ген 5-HTTLPR, который отвечает за транспортировку серотонина («гормона счастья»).

В прошлом столетии эта теория считалась бы безумной, но сегодня, когда уже открыты гены, отвечающие за облысение, долголетие или влюбленность, ничего уже не кажется невозможным.

Чтобы доказать свою гипотезу, ученые Лондонской медицинской школы и школы экономики опросили несколько тысяч человек.

По итогам, волонтеры, у которых было две копии гена счастья от обоих родителей, оказались оптимистами и не склонными к какой-либо депрессии людьми.

Результаты исследования были опубликованы Ян-Эммануэлем де Неве в журнале Journal of Human Genetics. При этом ученый подчеркнул, что вскоре могут быть найдены и другие «счастливые гены».

Тем не менее, если у вас, по каким-то причинам, долгое время держится плохое настроение, не стоит слишком уповать на свой организм и винить матушку-природу, в том, что она «обделила счастьем».

Ученые утверждают – человеческое счастье зависит от многих фактором: «Если вам не везет, вы потеряли работу или, расстались с близкими, то это будет гораздо более сильный источник несчастья, независимо от того какое количество каких генов у вас есть», — заявил де Неве.

Гены и болезни

Гены влияют и на то, к каким болезням у человека может быть склонность. Всего на сегодняшний день описано около 3500 генетических заболеваний, и для половины из них установлен конкретный виновный ген, известно его строение, типы нарушений и мутации.

Долголетие

Ген долголетия обнаружили учёные из Медицинской школы Гарварда в Массачусетсе ещё в 2001 году. Ген долголетия — это фактически последовательность из 10 генов, которая может хранить в себе секрет долгой жизни.

При реализации проекта были изучены гены 137 100-летних людей, их братьев и сестёр в возрасте от 91 до 109 лет. У всех испытуемых нашли «хромосому 4», и учёные считают, что именно в ней содержится до 10 генов, которые влияют на здоровье и продолжительность жизни.

Эти гены, как полагают учёные, позволяют их носителям успешно бороться с раком, сердечными заболеваниями и слабоумием и ещё некоторыми заболеваниями.

Тип фигуры

Гены отвечают и за тип фигуры. Так, склонность к ожирению часто возникает у людей, имеющих дефект в гене FTO. Данный ген нарушает баланс «гормона голода» грелина, что приводит к нарушению аппетита и врождённому стремлению съедать больше, чем нужно. Понимание данного процесса даёт надежду на создание препарата, уменьшающему концентрацию грелина в организме.

Цвет глаз

Традиционно полагается, что цвет глаз определяется наследственностью. За светлые глаза отвечает мутация гена OCA2. За синий или зелёный цвет отвечает ген EYCL1 хромосомы 19; за коричневый — EYCL2; за коричневый или синий — EYCL3 хромосомы 15. Кроме того, с цветом глаз связаны гены OCA2, SLC24A4, TYR.

Еще в конце XIX века существовала гипотеза, что у предков человека были исключительно темные глаза. Ханс Эйберг, современный датский ученый из Копенгагенского университета, провел научные исследования, подтверждающие и развивающие эту идею.

По результатам исследований, отвечающий за светлые оттенки глаз ген ОСА2, мутации которого отключают стандартный окрас, появился лишь в период мезолита (10000-6000 лет до н. э.).

[attention type=yellow]

Ханс собирал доказательства с 1996 года и сделал выводы, что ОСА2 регулирует выработку меланина в организме, и любые изменения в гене снижают эту способность и нарушают его функционирование, делая глаза голубыми.

[/attention]

Профессор также утверждает, что все голубоглазые обитатели Земли имеют общих предков, т.к. этот ген передается по наследству.

Однако разные формы одного и того же гена, аллели, всегда находятся в состоянии конкурентной борьбы, причем более темный цвет всегда «выигрывает», в результате чего у родителей с голубыми и карими глазами дети будут кареглазыми, и только у голубоглазой пары может появиться малыш с глазами холодных оттенков.

Группа крови

Группа крови будущего малыша – это самое предсказуемое из всех наследственных признаков. Все достаточно просто. Зная группу крови родителей, можно сказать какой она будет у ребенка.

Так, если у обоих партнеров 1 группа крови, то у их малыша будет аналогичная. При взаимодействии 1 и 2, 2 и 2 групп крови дети могут унаследовать одну из этих двух вариантов.

Абсолютно любая группа крови возможна у ребенка, чьи родители 2 и 3 групп.

WowYayPoopHahaLoveSadHeartAngry

Источник: https://tstosterone.ru/osobennosti-vneshnosti-peredayutsya-po-nasledstvu-i-drugie-interesnye-fakty-o-genax/

Будь здоров
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: