Гиперакузия симптом афазии

Содержание
  1. Гиперакузия симптом афазии
  2. Восстановительные программы при разных видах речевых расстройств
  3. Причины появления симптома
  4. Дисфазия у детей
  5. Причины и профилактика афазии
  6. Сопутствующие симптомы и основные отличия афазий
  7. Коррекция афазии с упражнениями
  8. Гиперакузия – это что такое? Гиперакузия: причины и лечение
  9. Проблемы в слуховом аппарате
  10. Каковы источники «чувствительного уха»?
  11. Проявления заболевания
  12. Этапы заболевания
  13. Как бороться с заболеванием?
  14. Лекарства
  15. Профилактические действия
  16. Афазия
  17. Факторы риска
  18. Моторные афазии
  19. Сенсорная афазия
  20. Акустико-мнестическая афазия
  21. Семантическая афазия
  22. Динамическая афазия
  23. Гиперакузия: когда звук доставляет боль
  24. Развитие патологии
  25. Причины гиперакузии
  26. Проявления болезни
  27. Терапевтические мероприятия при гиперакузии
  28. Заключение
  29. Гиперакузия – как лечить и каковы причины возникновения
  30. Типы гиперакузии
  31. Причины развития гиперакузии
  32. Лечение гиперакузии

Гиперакузия симптом афазии

Гиперакузия симптом афазии

Афазия – это выраженное нарушение речи. Оно проявляется одним из двух симптомов: расстройством восприятия речи или отсутствием синтеза. В первом случае говорят о сенсорной афазии, во втором – о моторной афазии.

При развитии сенсорного вида расстройства речевой функции больной без труда говорит логично связанные предложения, но чужая речь звучит для него как иностранный язык. Слуховой аппарат не поврежден. При моторном речевом нарушении пациент понимает обращенную речь, но не способен ответить. При этом отсутствует органическое повреждение ых связок или гортани.

Моторная афазия – это симптом, который редко присутствует в чистом виде. Состояние, когда больной может говорить, но с трудом подбирает слова, называют дисфазией или элементами афазии. Выделяют такие разновидности этого симптома:

  • Эфферентная – проявляется расстройством артикуляции и неспособностью к целенаправленной двигательной активности (апраксия).
  • Афферентная – характеризуется затруднением в произношении отдельных звуков.

В Международной классификации болезней (МКБ) выделяют отдельную патологию под названием «Дисфазия и афазия», код – R47.0.

Восстановительные программы при разных видах речевых расстройств

В неврологии специалисты не склонны долго опрашивать пациента, чтобы дифференцировать вид речевого расстройства. После быстрого осмотра, определения вида афазии, пациента отправляют на нейровизуализацию (компьютерную или магнитно-резонансную томографию) для выяснения причины. Но это в корне неверно.

В остром периоде неврологических заболеваний упражнения максимально упрощены. Логопед должен выяснить, сохранены ли следующие аспекты речи:

  1. Понимание – больного просят повторить элементарные команды (закрыть глаза, показать язык), потом задание усложняют (дотронуться пальцем правой руки до левого уха).
  2. Называние – просят назвать реальные предметы, части тела, описать картинки.
  3. Повторение – больной повторяет за логопедом отдельные слова, слоги, а потом предложения.
  4. Спонтанная речь – пациент должен посчитать от 1 до 10, перечислить дни недели. Потом с ним пытаются вести развернутый диалог.
  5. Чтение – сначала дают прочитать отдельные короткие слова, а потом целые абзацы.
  6. Письмо – пациент пишет собственные инициалы, простые слова под диктовку. В дальнейшем его просят письменно отвечать на вопросы.

Коррекционные методики отличаются в зависимости от вида моторной афазии. При афферентной дисфазии работа направлена на восстановление артикуляции отдельных звуков. При сенсорном речевом расстройстве специалисты возобновляют способность к реализации серий артикуляционных движений. Сначала необходимо лечить расстройства устной речи, а потом возвращать возможность писать.

Выбор программы также зависит от степени выраженности дефекта. В таблице ниже приведены примеры логопедических методик в зависимости от вида и тяжести дисфазии.

Афферентная моторная афазия
Грубые нарушения речи
  1. Устранение нарушений понимания бытовой речи.
  2. Растормаживание речевой активности.
  3. Стимуляция произношения элементарных слов и фраз для бытовой коммуникации.
Нарушения средней тяжести
  1. Преодоление нарушений произношения отдельных слов и простых фраз.
  2. Коррекция грамматики и семантики речи.
Расстройства легкой степени
  1. Продолжение регулирования произносительного аспекта речевой функции.
  2. Формирование сложной, развернутой речи.
  3. Восстановление способности к произношению сложных логических оборотов.
Эфферентная моторная афазия
Грубые нарушения речиМетодика соответствует таковой при афферентной дисфазии
Нарушения средней тяжести
  1. Преодоление нарушений произношения отдельных слов.
  2. Восстановление говорения фраз.
Расстройства легкой степени
  1. Продолжение регулирования произношения.
  2. Восстановление развернутой, сложной, плавной речи.

Прогноз при моторной афазии зависит от степени поражения тканей мозга, величины очага. В целом он условно благоприятный. При своевременных и качественных коррекционных мероприятиях, ранней медицинской помощи выраженность симптома существенно уменьшается.

При диагностировании расстройства пациенту может потребоваться проведение компьютерной томографии для определения локализации в головном мозге патологических очагов, ультразвуковая допплерография шейных сосудов, МР-ангиография, проведение люмбальной пункции. При исследовании речи потребуется изучение устной и письменной речи пациента.

Причины появления симптома

Данное клиническое проявление возникает при серьезных нарушениях обмена веществ в коре головного мозга. То есть должно быть поражение центрального отдела нервной системы (ЦНС), а не периферического. К этому приводят такие заболевания и патологические состояния:

  • Острое нарушение тока крови в сосудах головного мозга (инсульт).
  • Закрытая или открытая травма ЦНС.
  • Злокачественные или доброкачественные новообразования ЦНС.
  • Инфекционные поражения мозга и его оболочек (менингит, энцефалит, церебральный арахноидит).
  • Хронические нейродегенеративные патологии (деменция при болезни Альцгеймера, Пика, паркинсонизм).
  • Состояние после операции на головном мозге.

Есть группы людей, которые находятся в факторе риска по развитию этих патологий.

Это больные артериальной гипертензией (с высоким давлением), сахарным диабетом, ожирением, системными патологиями соединительной ткани (ревматизм, красная волчанка, дерматомиозит).

Большую роль играет генетическая предрасположенность, наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя). Сведение к минимуму этих факторов риска снижает вероятность развития инсульта, нейродегенеративных заболеваний.

Дисфазия у детей

В головном мозге находятся две главные зоны, отвечающие за функцию речи. Они получили названия соответственно ученым, открывшим их. Зона, выполняющая функцию синтеза речи, называется Брока. Область, отвечающая за понимание слов, – Вернике.

Эфферентная моторная афазия возникает при очаге в зоне Брока. Она расположена в задних отделах наиболее выступающей вперед части головного мозга – лобной доле.

Локализация центра может варьировать, но у большинства людей он находится в задних отделах нижней лобной извилины.

Зона непосредственно примыкает к префронтальной извилине, где находится представительство мускулатуры лица.

[attention type=yellow]

функция центра Брока – составление последовательных артикуляционных движений на основе закодированных нервных импульсов.

[/attention]

За счет функционирования моторного центра человек составляет грамматически правильные предложения, логично связанные между собой.

Из-за повреждения этой зоны невозможно подавление одних артикуляционных движений и переход на другие. Так возникает эфферентная, или кинетическая, моторная афазия.

При нарушении функции зоны коры головного мозга позади центральной борозды развивается симптом афферентной моторной афазии. То есть повреждается не лобная область, а теменная.

При этом отсутствует нормальное прохождение импульса, сообщающее о положении губ, языка и другой артикуляционной мускулатуры в кору.

Из-за этого нарушается размах, сила и направление артикуляции, что является основой для речи.

Раньше четко разграничивали моторную и сенсорную афазии. Но сейчас пришли к выводу, что эти понятия взаимосвязаны. При афферентной моторной афазии впоследствии может развиваться сенсорное расстройство. Механизм появления этого симптома основан на нарушении восприятия звуков. В итоге это неизбежно влечет за собой непонимание речи в целом.

Существует 4 степени тяжести симптома:

  • Легкая.
  • Умеренная.
  • Выраженная.
  • Тотальная.

При легкой степени речь незначительно замедлена, словарный запас слегка уменьшен. Пациент активно использует бытовой лексикон, иногда встречаются слова в переносном значении. Больной описывает ситуации, произошедшие с ним или другими людьми.

Умеренная дисфазия характеризуется ограничением устной речи. Пациент говорит простыми фразами. В словарном запасе сохранены только простые слова на бытовую тему. Больной говорит неактивно, ему тяжело использовать предлоги.

[attention type=red]

Выраженная дисфазия сопровождается резким ограничением устной речи. При общении больные используют мимику и жесты. Пациент произносит фразы, но они очень простые, грамматически неверные.

[/attention]

Моторная и сенсорная афазии чаще всего развиваются у взрослых, но и дети не застрахованы от этой проблемы. У пациентов старшего возраста самая распространенная причина – сосудистые изменения в головном мозге. У ребенка в основе лежат другие этиологические факторы:

  • Внутриутробное заражение инфекциями матери (краснуха, сифилис, цитомегаловирус, токсоплазмоз).
  • Воздействие на плод ионизирующего излучения или химических агентов.
  • Недоедание во время беременности или дефицит йода.
  • Родовая травма.
  • Асфиксия при прохождении по родовым путям.
  • Дефицит питательных веществ в рационе ребенка раннего возраста.
  • Аутизм.

У детей с дисфазией поздно появляется речь. Они имеют бедный словарный запас. Дети молчаливы, но при этом активно используют мимику и жесты. Для некоторых маленьких пациентов характерна эхолалия – повторение только что услышанных слов и звуков без понимания их смысла.

Причины и профилактика афазии

Нарушение всегда возникает в результате изменений, происходящих в центрах коры головного мозга. Явления происходят уже после того, как речь полностью сформировалась. Причин, которые способствуют развитию патологии очень много. Нередко явление наблюдается из-за сосудистых заболеваний головного мозга.

Сюда относят геморрагический или ишемический инсульт. Аналогичное явление способно вызвать черепно-мозговые травмы или воспаление головного мозга. Опухоли, патологии ЦНС, ранее перенесенные хирургические вмешательства также способны спровоцировать появление патологии. Специалисты выделили ряд факторов, повышающих вероятность возникновения отклонения. В перечень входят:

  • преклонный возраст;
  • гипертония;
  • ранее перенесенная ишемическая атака;
  • ревматические пороки миокарда;
  • присутствие заболевания в анамнезе семьи;
  • повреждение тканей головы и костей черепа;
  • атеросклероз сосудов головного мозга.

То, как будет развиваться заболевание, во многом зависит от степени поражения мозга. Профилактические меры борьбы с заболеванием заключаются в предупреждении сосудисто-мозговых катастроф и черепно-мозговых травм. Необходимо своевременно проходить диагностику. Это позволит вовремя выявить начавшееся развитие опухолевых поражений головного мозга.

Предупреждение развития афазии основывается на профилактике травм мозга, предупреждении развитии либо своевременном лечении его сосудистых поражений, своевременном определении очагов новообразований в головном мозге.

Сопутствующие симптомы и основные отличия афазий

При постановке диагноза, невролог первым делом выясняет вид речевого расстройства. В таблице приведена сравнительная характеристика двух главных видов дисфазий.

Дисфазия Брока (моторная)Дисфазия Вернике (сенсорная)
Больной запинается, говорит прерывистоРечь быстрая и плавная
Пациент склонен повторять отдельные слова или целые фразы (персеверация)Персеверация не характерна
Нарушен синтаксис и грамматикаСинтаксис и грамматика сохранены
Больной неправильно произносит звукиПациент придумывает новые слова
Понимание речи не нарушеноДефект понимания письма и говорения

После того как доктор определил вид расстройства, он обращает внимание на сопутствующие клинические проявления. При инсультах редко возникает изолированная эфферентная афазия. Обычно она сопровождается нарушением движений в конечностях (парезом) или полным их обездвиживанием (плегией). У некоторых пациентов нарушена чувствительность половины туловища (гемигипестезия).

Характерно нарушение двигательной активности в правых конечностях, так как у большинства людей центры Брока и Вернике расположены в левом полушарии. А при наличии дефекта в головном мозге расстройства движений и чувствительности наблюдаются с противоположной стороны.

Коррекция афазии с упражнениями

В острый период неврологической патологии логопед должен наладить контакт с пациентом. Для этого говорят с больным на близкие ему темы.

Лечение в ранние сроки после мозговой катастрофы направлено на расторможение речи. На этом этапе более активному восстановлению способствует пение, описание ситуаций, значимых для пациента.

Логопед произносит простые речевые ряды, а больной повторяет их.

В подостром периоде заболевания специалист пытается вовлечь подопечного в лечебный процесс. При этом необходимо восстанавливать индивидуальные речевые эффекты, которые логопед выясняет при оценке речевого статуса.

Лечение патологии напрямую зависит от его формы. В первую очередь устраняют возможную причину появления заболевания. Восстановление речи может занять довольно много времени. Терапия включает в себя медикаментозное лечение и логопедическое воздействие. Только при таких условиях возможна качественная коррекция речевых дисфункций.

Пациент должен регулярно выполнять упражнения. Некоторые пациенты изначально начинают произносить звуки, а в последующем переходят к более сложным словам и предложениям. Другим пациентам изначально проще говорить слово, а затем выделить из него звук. Иногда пациенту легче воспроизводить звук после показа буквы, соответствующей ему.

  1. Показать на картинке по просьбе специалиста, где находится цветок, солнце, нос, палочка и иные детали изображения.
  2. Ответить на вопросы: ты любишь сладкое? У тебя на столе стоит молоко? Ты сидишь в кресле? Ты стоишь на улице?
  3. Выполнить следующие действия: достать из стола ручку, открыть книгу, сжать руку в кулак.

Все действия выполняются по просьбе другого человека и могут меняться. Важно научиться понимать, что именно хотят от пациента. Дополнительно может проводиться артикулярная гимнастика. Основная работа в лечении патологии ложится на логопеда. Именно этот специалист учит пациента правильно произносить звуки, слоги и составлять фразы.

Источник: http://silverrak.ru/blog/giperakuziya-simptom-afazii/

Гиперакузия – это что такое? Гиперакузия: причины и лечение

Гиперакузия симптом афазии

Гиперакузия – это отклонение здоровья в отделах головного мозга. Ненормальное функционирование слухового аппарата сопровождается резкой реакцией на любые звуки. Головная боль или раздражение нервной системы становятся следствием такого состояния.

Проблемы в слуховом аппарате

Гиперакузия − это не единственный вид болезненности, при которой ощущается острая реакция на звуки. Существуют еще два состояния, сопровождающиеся специфическими симптомами в слуховом аппарате. К таким относятся рекруитмент, который возникает при потере клеточной структуры во внутреннем ухе.

Из-за нехватки этих клеток снижается сопротивляемость тканей внешним вибрациям. В результате появляется состояние, именуемое фонофобией.

Раздражается лимбическая система, а она уже влияет на состояние вегетативной нервной системы. Итогом нарушения функции слухового аппарата становится чрезмерная выработка адреналина.

Благодаря этому у человека появляется острая реакция тела на звуковые колебания.

Гиперакузия – это аналогичное явление, но имеющее несколько иной механизм возникновения. Она может формироваться совместно с перечисленными двумя патологиями. Иногда отклонения возникают при нарушениях кровообращения в головном мозге (повышенное внутричерепное давление).

Каковы источники «чувствительного уха»?

Гиперакузия – это болезнь, возникающая при повышенном давлении в головном мозге, при нарушениях неврологического характера. Усиливаются процессы благодаря напряженной работе нервной системы: в результате стресса, сильной радости. Началом нарушения в слуховом аппарате является формирование повышенной тревожности при возникающих звуках.

Причины гиперакузии могут быть наследственными. Но этот вариант является предположением врачей, ведь точные факты передачи заболевания наукой не установлены. А вот патология в сосудах часто приводит к обострению слуха. Этому обычно предшествует инсульт.

Источниками патологии становятся инфекционные заболевания:

  • Менингит.
  • Энцефалит.
  • Гнойный отит, отосклероз.

На кровообращение головы влияют травмы – сотрясения и сильные перегрузки организма. Также возрастает риск приобретения гиперакузии у людей с хронически повышенным давлением, имеющих болезнь Меньера и растущие опухоли головы. Осложнение имеет место при поражении лицевого нерва или параличе стременной мышцы. Повышаются риски при поражении клеток Кортиева органа.

Проявления заболевания

Чаще имеет место возрастная гиперакузия. Симптомы ее следующие:

  • Резкая реакция нервной системы на определенный вид звука. Причем у каждого человека тональность непереносимости своя.
  • Большинство испытывают болезненность от звуков, особенно при высокой громкости их звучания.
  • Появляется сильное волнение и беспокойство.

Начальные стадии развития болезни начинаются с появления хлопков в ушах при резких звуках. Человек резко реагирует на громкую музыку определенных частот: басы или шипящие звуки. Внутри уха начинается зудящее расстройство, возникает желание почесать в глубине раковины. При этом облегчение не наступает, а продолжается длительное время.

Чем сильнее становится расстройство, тем явнее проявляется боль в ушах. Тяжело получается понимать тихую речь окружающих. Человек становится раздражительным при малейшем шорохе. Теряется эмоциональное равновесие.

Этапы заболевания

Различается легкая и тяжелая гиперакузия. Лечение требуется при появлении первых признаков недомогания. Большинству людей помогает обычная профилактика и спокойная обстановка на протяжении длительного времени. Может проявляться односторонняя потеря функциональности слухового аппарата. Часто гиперакузию путают с тугоухостью.

Когда появляется гиперакузия, больной может обнаружить частую тошноту, боли в голове. Иногда возникает головокружение при очень резких звуках. Последствиями беспокойства становится отсутствие спокойного сна, и, как результат, происходит истощение организма.

Бессонница начинается у людей с развитой гиперакузией. Даже малый шорох способен нарушить сон на всю оставшуюся ночь. Больные пытаются принимать лекарства и использовать беруши, но желаемого эффекта достигать становится все сложнее. На фоне стрессового состояния пропадает аппетит, нарушается пищеварение, могут возникнуть аллергические реакции.

Активизируются хронические заболевания при отсутствии медицинской помощи. В зависимости от источника гиперакузии проявляются симптомы, присущие виду болезни: опухоли мозга, менингиту, невралгическим нарушениям.

Как бороться с заболеванием?

Когда установлена гиперакузия, причины и лечение должен установить врач-невролог. Первым делом начинают бороться против источника нарушения работы слухового аппарата. Пролечивают хронические болячки, пропивают лекарства для укрепления сосудов, проходят витаминные курсы.

Уже само лечение гиперакузии неврологического характера проводят местно при помощи витаминных тампонов. Чаще назначают масляные ватные шарики, которые вставляют в слуховой проход на протяжении всего терапевтического курса. Для внутреннего уха полезны будут витамины группы B, C, E, A.

При других видах поражения слухового аппарата лечение может быть аналогичным. Полный курс можно получить только в результате осмотра больного терапевтом, оториноларингологом и неврологом. Это позволит получить более ясную картину патологии и назначить оптимально эффективное лечение.

Лекарства

Против гиперакузии и ее причин назначают следующие лекарства:

  • Для сосудов головного мозга: “Пирацетам”, “Винпоцетин”, “Бравинтон”, “Корсавин”, “Актовегин”, “Мексидол”.
  • Успокаивающие вещества помогают снять невралгию. К таким относят настойку или таблетки валерианы, пустырника. Хорошо помогает зверобой, бром, более мощные седативные вещества – транквилизаторы.
  • Более мощные седативные вещества: “Феназепам”, “Валиум”, “Тенотен”, “Персен”, “Диваза”.
  • Антибиотики против инфекционных источников гиперакузии: амоксициллины, пенициллины, ампициллины, офлоксацины.
  • Хирургические методы эффективны только при опухолях.
  • Внутреннее ухо подвергается действию флюктуирующих токов, что в большинстве случаев сказывается положительно на общем результате излечения.

Профилактические действия

Стимулировать ткани внутреннего уха получается методом лучевой или химиотерапии. Действие заметно уже на следующий день, убираются отечности, менее заметными становятся болезненные реакции на окружающий шум.

При этой процедуре один электрод медицинского аппарата размещается с внутренней стороны во рту, а второй – в области внутреннего уха. Длительность лечения токами или лучевой терапией определяется по состоянию здоровья больного.

Источник: https://FB.ru/article/324533/giperakuziya---eto-chto-takoe-giperakuziya-prichinyi-i-lechenie

Афазия

Гиперакузия симптом афазии

Афазия – это расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь.

Проявления афазии зависят от формы нарушения речи; специфическими речевыми симптомами афазии являются речевые эмболы, парафазии, персеверации, контаминации, логорея, алексия, аграфия, акалькулия и др. Больные с афазией нуждаются в обследовании неврологического статуса, психических процессов и речевой функции.

При афазии проводится лечение основного заболевания и специальное восстановительное обучение.

Афазия – распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована (у детей старше 3-х лет или у взрослых).

У больных с афазией имеет место системное нарушение речи, т. е.

в той или иной степени страдает экспрессивная речь (звукопроизношение, словарь, грамматика), импрессивная речь (восприятие и понимание), внутренняя речь, письменная речь (чтение и письмо).

Кроме речевой функции также страдает сенсорная, двигательная, личностная сфера, психические процессы, поэтому афазия относится к числу наиболее сложных расстройств, изучением которого занимаются неврология, логопедия и медицинская психология.

Афазия

Афазия является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга. Действие факторов, приводящих к возникновению афазии, происходит в период уже сформировавшейся у индивида речи. Этиология афазического расстройства накладывает отпечаток на его характер, течение и прогноз. Возможные причины:

  • Инсульты. В ряду причин афазии наибольший удельный вес занимают сосудистые заболевания головного мозга – геморрагические и ишемические инсульты. При этом у больных, перенесших геморрагический инсульт, чаще отмечается тотальный или смешанный афазический синдром; у пациентов с ишемическими нарушениями мозгового кровообращения, – тотальная, моторная или сенсорная афазия.
  • Черепно-мозговые травмы: сотрясения, ушибы головного мозга.
  • Воспалительные заболевания мозга: энцефалит, лейкоэнцефалит, абсцесс.
  • Опухоли головного мозга: глиомы, глиобластомы, астроцитомы и др.
  • Хронические прогрессирующие заболевания ЦНС: очаговые варианты болезни Альцгеймера и болезни Пика).
  • Операции на головном мозге: удаление опухолей, эвакуация внутримозговых гематом.

Факторы риска

К факторам риска, повышающим вероятность возникновения афазии, относятся:

Тяжесть синдрома афазии зависит от локализации и обширности очага поражения, этиологии нарушения речи, компенсаторных возможностей, возраста пациента и преморбидного фона.

Так, при опухолях головного мозга афазические расстройства нарастают постепенно, а при ЧМТ и ОНМК развиваются резко. Внутримозговое кровоизлияние сопровождается более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз.

Восстановление речи у молодых пациентов с травматическими афазиями происходит быстрее и полнее за счет большего компенсаторного потенциала и т. д.

Попытки систематизации форм афазии на основании анатомических, лингвистических, психологических критериев неоднократно предпринимались различными исследователями. Однако в наибольшей степени запросам клинической практики удовлетворяет классификация афазии по А.Р.

Лурия, учитывающая локализацию очага поражения в доминантном полушарии – с одной стороны и характер возникающих при этом нарушений речи – с другой.

В соответствии с данной классификацией различают моторную (эфферентную и афферентную), акустико-гностическую, акустико-мнестическую, амнестико-семантическую и динамическую афазию.

  1. Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). Центральным речевым дефектом при афазии Брока выступает кинетическая артикуляционная апраксия, делающая невозможным переключение с одной артикуляторной позиции на другую.
  2. Афферентная моторная афазия развивается при поражении нижних отделов постцентральной коры, примыкающей к роландовой борозде. В этом случае ведущим нарушением служит кинестетическая артикуляционная апраксия, т. е. затруднение поиска отдельной артикуляторной позы, необходимой для произнесения нужного звука.
  3. Акустико-гностическая афазия возникает при локализации патологического очага в области задней трети верхней височной извилины (зоны Вернике). Основной дефект, сопровождающий афазию Вернике, – нарушение фонематического слуха, анализа и синтеза и, как результат, – утрата понимания обращенной речи.
  4. Акустико-мнестическая афазия является следствием поражения средней височной извилины (внеядерных отделов слуховой коры). При акустико-мнестической афазии вследствие повышенной тормозимости слуховых следов страдает слухоречевая память; иногда – зрительные представления о предмете.
  5. Семантическая афазия развивается при поражении переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Данная форма афазии характеризуется специфическими амнестическими трудностями – забыванием названий предметов и явлений, нарушением понимания сложных грамматических конструкций.
  6. Динамическая афазия патогенетически связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. Это приводит к неспособности построения внутренней программы высказывания и ее реализации во внешней речи, т. е. нарушению коммуникативной функции речи.

В случае обширных повреждений коры доминантного полушария, захватывающих моторные и сенсорные речевые зоны, развивается тотальная афазия – т. е. нарушение способности говорить и понимать речь. Нередко встречаются смешанные афазии: афферентно-эфферентные, сенсомоторные и др.

Независимо от механизма, при любой форме афазии наблюдается нарушение речи в целом. Это связано с тем, что первичное выпадение той или иной стороны речевого процесса неизбежно влечет за собой вторичный распад всей сложной функциональной системы речи.

Моторные афазии

Вследствие трудности переключения с одного речевого элемента на другой, в речи больных с эфферентной моторной афазией наблюдаются многочисленные перестановки звуков и слогов, персеверации, литеральные парафазии, контаминации.

Характерен «телеграфный стиль» речи, длительные паузы, гипофония, нарушение ритмико-мелодической стороны речи. Произношение отдельных звуков при эфферентной моторной афазии не нарушается.

Распад способности к звуко-буквенному анализу слова сопровождается грубыми нарушениями чтения и письма (дислексией/алексией, дисграфией/аграфией).

[attention type=green]

Афферентная моторная афазия может протекать в двух вариантах. При первом варианте имеет место артикуляционная апраксия или полное отсутствие спонтанной речи, наличие речевого эмбола.

[/attention]

При втором варианте – проводниковой афазии, ситуативная речь остается сохранной, однако грубо нарушается повторение, называние и другие виды произвольной речи.

При афферентной моторной афазии вторично нарушается фонематический слух и, следовательно, понимание разговорной речи, значений отдельных слов и инструкций, а также письменная речь.

Сенсорная афазия

В отличие от моторных афазий, при акустико-гностической (сенсорной) афазии нарушается слуховое восприятие речи при нормальном физическом слухе.

При афазии Вернике больной не понимает речи окружающих и не контролирует собственный речевой поток, что сопровождается развитием компенсаторного многословия. В первые 1,5-2 мес.

после мозговой катастрофы речь больных включает случайный набор звуков, слогов и слов («речевая окрошка» или жаргонафазия), поэтому ее смысл неясен окружающим.

Затем жаргонафазия уступает место многоречивости (логорее) с выраженными аграмматизмами, литеральными и вербальными парафазиями. Поскольку при сенсорной афазии первично страдает фонематический слух, отмечается нарушение письма; чтение остается наиболее сохранным, поскольку опирается в большей степени на оптический и кинестетический контроль.

Акустико-мнестическая афазия

При акустико-мнестической афазии у больных возникают трудности с удержанием в памяти информации, воспринятой на слух. При этом значительно снижается объем запоминания: пациент не может повторить за логопедом связку из 3-4 слов, не улавливает смысла речи в усложненных условиях (длинная фраза, быстрый темп, беседа с 2-3 собеседниками).

Трудности речевой коммуникации при акустико-мнестической афазии компенсируются повышенной речевой активностью. При оптико-мнестической афазии имеет место нарушение зрительной памяти, ослабление связи зрительного образа предмета и слова, трудности в назывании предметов.

Расстройство слухоречевой и зрительной памяти влечет за собой нарушение письма, понимания читаемого текста, счетных операций.

Семантическая афазия

Амнестико-семантическая афазия проявляется забыванием названий предметов (аномией); нарушением понимания сложных речевых оборотов, отражающих временные, пространственные, причинно-следственные взаимоотношения; причастных и деепричастных оборотов, пословиц, метафор, крылатых фраз, переносного значения и пр. Также при семантической афазии отмечается акалькулия, нарушается понимание читаемого текста.

Динамическая афазия

При динамической афазии, несмотря на правильное произнесение отдельных звуков, слов и коротких фраз, сохранную автоматизированную речь и повторение, спонтанная повествовательная речь становится невозможной. Вербальная активность резко снижена, в речи больных присутствуют эхолалии и персеверации. Чтение, письмо и элементарный счет при динамической афазии остаются сохранными.

Диагностика, восстановительное лечение и обучение пациентов с афазией проводится командой специалистов неврологов, нейропсихологов, логопедов. При подозрении на афазию выполняется:

  • Неврологическая диагностика. Для выяснения непосредственных причин афазии и локализации очага поражения выполняется КТ или МРТ головного мозга, МР-ангиография, УЗДГ сосудов головы и шеи, дуплексное сканирование сосудов головного мозга, люмбальная пункция.
  • Обследование речи при афазии. Включает диагностику устной речи (экспрессивной и импрессивной); диагностику письменной речи (списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание прочитанного).
  • Нейропсихологическое обследование. Нейропсихолог, работающий с больными афазией, проводит диагностику слухоречевой памяти и других модально-специфических форм памяти (зрительной, двигательной), праксиса (орального, мимического, кистевого, пальцевого, сомато-пространственного, динамического), зрительного гнозиса, конструктивно-пространственной деятельности, интеллектуальных процессов.

Проведение комплексной диагностики позволяет дифференцировать афазию от алалии (у детей), дизартрии, тугоухости, умственной отсталости.

Коррекционное воздействие при афазии складывается из медицинского и логопедического направления. Лечение основного заболевания, вызвавшего афазию, проводится под наблюдением невролога или нейрохирурга; включает в себя медикаментозную терапию, при необходимости – хирургическое вмешательство, активную реабилитацию (ЛФК, механотерапию, физиотерапию, массаж).

Восстановление речевой функции проводится на логопедических занятиях по коррекции афазии, структура и содержание которых зависит от формы нарушения и этапа восстановительного обучения.

При всех формах афазии важно вырабатывать у больного установку на восстановление речи, развивать сохранные периферические анализаторы, вести работу над всеми сторонами речи: экспрессивной, импрессивной, чтением, письмом.

  • при эфферентной моторной афазии главной задачей логопедических занятий становится восстановление динамической схемы произношения слов;
  • при афферентной моторной афазии – дифференциация кинестетических признаков фонем;
  • при акустико-гностической афазии необходимо работать над восстановлением фонематического слуха и понимания речи;
  • при акустико-мнестической – над преодолением дефектов слухоречевой и зрительной памяти;
  • при амнестико-семантической афазии основная задача – преодоление импрессивного аграмматизма;
  • при динамической афазии – преодоление дефектов внутреннего программирования и планирования речи, стимуляция речевой активности.

Коррекционную работу при афазии следует начинать с первых дней или недель после перенесенного инсульта или травмы, как только разрешит врач. Раннее начало восстановительного обучения позволяет предотвратить фиксацию патологических речевых симптомов (речевого эмбола, парафазий, аграмматизма). Логопедическая работа по восстановлению речи при афазии продолжается 2-3 года.

Логопедическая работа по преодолению афазии очень длительная и трудоемкая, требующая сотрудничества логопеда, лечащего врача, пациента и его близких. Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа.

Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента. Лучшая динамика наблюдается у больных молодого возраста.

[attention type=yellow]

Вместе с тем, акустико-гностическая афазия, возникшая в возрасте 5-7 лет, может привести к полной утрате речи или последующему грубому нарушению речевого развития (ОНР). Спонтанный выход из моторной афазии иногда сопровождается возникновением заикания.

[/attention]

Профилактика афазии заключается, прежде всего, в предупреждении сосудистых мозговых катастроф и ЧМТ, своевременном выявлении опухолевых поражений мозга.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/speech-disorder/aphasia

Гиперакузия: когда звук доставляет боль

Гиперакузия симптом афазии

Человека постоянно окружает целый поток звуков разной интенсивности. Некоторые из них четко различимы, другие носят характер фоновых шумов. Звуки способны вызывать эмоциональный отклик. Резкие и неприятные имеют негативную окраску. Но для людей с гиперакузией даже обычные звуки небольшой или минимальной интенсивности приносят нехорошие ощущения.

Гиперакузия – это чаще не самостоятельное заболевание, а симптом, сопровождающий другие неврологические болезни. Это такое восприятие звуков, которое доставляет боль даже от слабых сигналов, воспринимаемых как интенсивные. Состояние мучительное для больного, приводит к невротизации и невозможности нормально жить и выполнять обычную работу.

Развитие патологии

Повышенную чувствительность к звукам делят на три отдельных вида болезни: рекруитмент, фонофобию и гиперакузию. Развитие рекруитмента связано со снижением количества чувствительных клеток внутреннего уха. В итоге небольшое изменение силы раздражителя приводит к чрезмерно сильной реакции слухового аппарата.

Вовлечение лимбической системы автоматически возбуждает вегетативную нервную систему, вызывает выброс адреналина и соответствующие реакции тела. Повышенная чувствительность к звукам в такой форме является фонофобией. Гиперакузия обычно зависит от центральных механизмов обработки звука, при одновременной патологии слуха иногда комбинируется с рекруитментом.

Знаете ли вы, что нарушение слуха развивается при повышении внутричерепного давления? Основные признаки и причины.

Все о нейросифилисе: признаки, лечение, прогноз.

Причины гиперакузии

Развитие патологии связывают с дискоординацией процессов возбуждения и торможения в слуховых путях. Определенную роль в этом играет лимбическая система. Усиление шумов наблюдается при сильных эмоциях: стрессовых ситуациях, переживаниях, но импульсация от уха имеет прежнюю силу. Это приводит к появлению повышенной тревожности и стимулирует лимбическую и симпатическую системы.

Повышенная звуковая чувствительность может развиться в любом возрасте. Она бывает:

  • частичная: не переносятся определенные звуки;
  • полная: все громкие звуки доставляют боль и беспокойство.

Причины гиперакузии разнообразны:

  1. Инфекционные болезни головного мозга: менингит, энцефалит.
  2. Травмы головы.
  3. Неврологические болезни: неврозы, панические атаки.
  4. Сосудистые патологии: инсульт.
  5. Парез стременной мышцы.
  6. Болезнь Меньера.
  7. Опухоли головного мозга.

Каждое из этих состояний сопровождается признаками основного заболевания. Выделяют несколько степеней дискомфорта:

  1. Возникают ощущения покалывания и хлопков в ушах, давления при воздействии низкочастотного шума.
  2. Дополнительно вызывают беспокойство низкие и высокие частоты шумов, есть ощущение щекотания, уменьшается разборчивость речи на 10–30%.
  3. Возникает боль в ушах, больные просят окружающих тише разговаривать, разборчивость речи снижена на 40–80%.
  4. Больной не переносит шумы и негромкие звуки, сопутствуют вегетативные и эмоциональные расстройства. Речь неразборчива на 100%.

Проявления болезни

Симптомы гиперакузии могут различаться по интенсивности на различных этапах заболевания. Часто она является временным явлением, иногда появляется от звуков определенной тональности. Гиперчувствительность может быть одно- или двухсторонней. Возможно ее сочетание с тугоухостью.

Дополнительные симптомы проявляются со временем: головная боль, головокружение, тошнота, нарушения сна. Такие люди спят очень чутко и могут просыпаться от малейшего звука. Беспокойство им доставляет тиканье часов, жужжание насекомых, сопение во сне другого человека. Попытки использовать беруши не приводят к нужному результату.

Растет психологическая напряженность, нервозность и раздражительность. Увеличение эмоциональных переживаний еще больше усиливает симптомы болезни. Параллельно имеются симптомы основной болезни. Инфекционные процессы мозга сопровождаются интоксикацией, потерей аппетита, слабостью, лихорадкой. При менингите на коже появляется характерная сыпь, возможна спутанность сознания.

Проявления черепно-мозговой травмы определяются тяжестью повреждения. При легкой форме это головокружение, боль в голове, тошнота. При тяжелых сотрясениях возникает рвота, потеря сознания, амнезия. Дополнительные симптомы при опухоли мозга зависят от локализации процесса. Это могут быть двигательные, речевые нарушения, нарушения зрения, эпилептические припадки.

Терапевтические мероприятия при гиперакузии

Лечение гиперакузии начинают после выявления основного заболевания. направленность – избавление от причины болезни. Непосредственно для гиперакузии используют местное воздействие. В слуховой проход вставляют ватные шарики, смоченные масляными средствами. Назначают курс витаминов А, Е, С, группы В, сосудистые лекарства Винпоцетин, Кавинтон, Пирацетам, Эуфиллин.

При повышенной невротизации применяют седативные средства. Начинают с легкой седации экстрактом валерианы, пустырника, настойка пиона, препараты зверобоя Нейроплант и Деприм. Более выраженный седативный эффект оказывают:

  • препараты брома (Адонис Бром, Бромкамфора);
  • ноотроп Фенибут;
  • транквилизаторы: Афобазол, Элениум, Валиум, Феназепам.

Лечение инфекции головного мозга подразумевает использование антибиотиков широкого спектра действия, проведение детоксикации.

Опухоли головного мозга удаляют хирургическим путем, дополняя лечение химио- и лучевой терапией. Результат излечения и прогноз определяется стадией обнаружения опухоли и локализацией объемного образования.

Лечение черепно-мозговой травмы протекает в зависимости от тяжести повреждения. Назначают поддерживающие сосуды средства, диуретики, ноотропы.

Болезнь Меньера в сочетании с гиперакузией лечится сосудорасширяющими препаратами с атропином и скополамином в составе, диуретиками, нейролептиками.

[attention type=red]

Хороший эффект на проявление гиперакузии оказывает физиотерапевтическое влияние на наружное и среднее ухо флюктуирующими токами. Они снимают отек, улучшают восстановление тканей и реорганизацию воспаления.

[/attention]

Больные хорошо переносят такое лечение, длительные и интенсивные процедуры устраняют проявление болезни. Для ее проведения применяют аппарат «Слух-ОТО-1». Плюсовой электрод помещают в слуховой проход, а отрицательный во рту со стороны больного уха.

Курс лечения до 10 дней по 20 минут ежедневно.

Знаете ли вы, что когда развивается невринома правого мосто-мозжечкового угла, пациент жалуется на расстройство слуха с правой стороны.

Читайте, для чего назначают Бетавер: показания, противопоказания, побочные эффекты.

Узнайте, как проявляется токсоплазмоз головного мозга. Осложнения болезни.

Заключение

Терапия гиперакузии длительная. Воспалительные, инфекционные заболевания при раннем начале лечения имеют хороший прогноз на излечение и уменьшение патологических симптомов.

Болезнь Меньера, последствия тяжелого инсульта или травмы полностью не излечиваются. Проявления повышенной чувствительности к звукам будут постоянно сопровождать больного, но возможно их уменьшение во время курса лечения.

Гиперакузия на фоне неврозов купирует под влиянием седативных препаратов.

(4 4,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://golmozg.ru/zabolevanie/giperakuziya.html

Гиперакузия – как лечить и каковы причины возникновения

Гиперакузия симптом афазии
Заболевание является достаточно редким. Кому-то оно жить не мешает, а для кого-то становится настоящей проблемой, которая изрядно портит жизнь

В норме человек не задумывается о восприятии звука.

Мы умеем определять и сравнивать интенсивность и частотные диапазоны.

Природой в организме заложен механизм уменьшения громкости звуков для комфортного восприятия.

Однако иногда что-то идет не так, и возникает гиперакузия – аномальное восприятие звука, при котором даже повседневные, обычные разговоры, голоса, работа приборов становится невыносимо громкой, вплоть до болезненной.

Согласитесь, жизнь становится не такой прекрасной, когда разговор с супругом или поездка на автобусе становится невозможной.

Механизм развития гиперакузии до настоящего момента не установлен. Лишь возникновение этого синдрома при невралгии лицевого нерва находит объяснение: именно этот нерв и стременная мышца участвуют в рефлекторном уменьшении громкости поступающего звука. Следовательно, при невралгии рефлекс на время угасает, провоцируя развитие гиперакузии.

Заболевание является достаточно редким. Кому-то оно жить не мешает, а для кого-то становится настоящей проблемой, которая изрядно портит жизнь.

Больные гиперакузией предъявляют различные жалобы: от легкого дискомфорта от обыденных звуков, чувства распирания в ухе, до невыносимой боли в ухе или прилегающих тканях.

Почти у половины больных с гиперакузией был выявлен шум в ушах, в то время как у страдающих тиннитусом жалобы на нарушение толерантности к звуку были в 86% случаев.

Типы гиперакузии

Выделяют два типа гиперакузии: улитковую и вестибулярную. При улитковом типе пациент ощущает боль или дискомфорт, при вестибулярной – головокружение, тошноту, нарушение координации.

Так же следует разграничивать понятия мизофонии, фонофобии и феномена ускоренного нарастания громкости (ФУНГ). О фонофобии (боязни перед звуком) часто говорят в неврологии, например, при мигрени. Мизофония, или селективная звуковая чувствительность, – это эмоциональная неприязнь к определенным звукам.

Феномен ускоренного нарастания громкости обусловлен дисфункцией наружных волосковых клеток и проявляется в неспособности человека адаптироваться к изменению интенсивности звука. Часто этот феномен наблюдается при тугоухости.

Причины развития гиперакузии

Гиперакузия не является врожденным заболеванием, это всегда приобретенная патология. Недуг может быть односторонним и двусторонним.

Существует ряд патологий, при которых широко распространен синдром высокого звукового восприятия:

  • Хроническое или острое воздействие шума, вызывающее повреждение улитки;
  • Травма головы;
  • Инфекционные заболевания, в том числе болезнь Лайма;
  • Некоторые генетические синдромы: болезнь Тея-Сакса, синдром Уильямса;
  • Неврит лицевого нерва, в том числе паралич Белла;
  • Системные заболевания: системная красная волчанка, рассеянный склероз;
  • Болезнь Меньера;
  • Мигрень;
  • Посттравматическое стрессовое расстройство;
  • Дисфункция височно-нижнечелюстного сустава;
  • Токсическое повреждение структур внутреннего и среднего уха.

Также отмечено появление гиперакузии у детей, больных аутизмом и детским церебральным параличом.

Лечение гиперакузии

В настоящее время нет универсального действенного средства для лечения гиперакузии. В первую очередь, если есть подтвержденная причина развития патологии, лечение начинают с терапии основного заболевания. Если же причина не установлена, есть несколько методик, позволяющих уменьшить неприятные ощущения или уменьшить интенсивность  звука.

  • Звуковая терапия. Хороший эффект достигается путем воздействия звука с постепенно увеличивающейся интенсивностью. Это позволяет стимулировать участки головного мозга, вызывая некое «привыкание» к звуку. Со временем громкость лечебного звука увеличивается, тем самым уменьшая дискомфорт от обычного звукового сопровождения в нормальной жизни. Существуют даже специальные устройства, создающие фоновый шум.
  • Ношение шумопоглощающих наушников и берушей. Однако использование этого способа защиты оправдано лишь в некоторых случаях: концерт, работа громкого электроинструмента, газонокосилки и другого. Ограничение звуков в повседневной жизни лишь усилят проявления гиперакузии.
  • Когнитивно-поведенческая терапия поможет избавиться от страха и тревожности, вызванных гиперакузией.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5de8d2be86c4a900ae5172fe/giperakuziia-kak-lechit-i-kakovy-prichiny-vozniknoveniia-5e30470c9e5e914e834e9168

Будь здоров
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: