Гиперкинетическое расстройство поведения у детей коррекция

Содержание
  1. Гиперкинетическое расстройство у детей: от истоков до лечения
  2. Природа гиперкинетических расстройств поведения у детей
  3. Кто поможет при гиперкинетическом расстройстве поведения у детей?
  4. Как должно проходить лечение гиперкинетического расстройства у детей
  5. Гиперкинетическое расстройство поведения – симптомы болезни, профилактика и особенности лечения
  6. Основная терминология
  7. Причины возникновения
  8. Разновидности недуга
  9. Основные симптомы патологии
  10. Куда обращаться
  11. Диагностические критерии
  12. Проводимая терапия
  13. Немедикаментозный этап
  14. Медикаментозная терапия
  15. Помощь родителей
  16. Профилактические меры
  17. Дальнейшие действия
  18. Причины и лечение гиперкинетического синдрома у детей
  19. Классификация и основные симптомы
  20. Необходимые исследования
  21. Рекомендованное лечение
  22. Препараты
  23. Нетрадиционные методы
  24. Мероприятия по предупреждению патологии
  25. Прогноз
  26. Как проявляется гиперкинетическое расстройство поведения у детей?
  27. Виды
  28. Симптомы и признаки
  29. Есть ли связь с дефицитом внимания?
  30. К каким докторам следует обращаться?
  31. Диагностика
  32. Требуется ли лечение?
  33. Особенности фармакологической терапии
  34. Советы родителям по коррекции
  35. Прогнозы
  36. Что такое гиперактивность у детей и как с ней бороться
  37. Причины
  38. Проявление заболевания
  39. Коррекция поведения и лечение
  40. Игровое пространство
  41. Профилактика агрессии

Гиперкинетическое расстройство у детей: от истоков до лечения

Гиперкинетическое расстройство поведения у детей коррекция

Гиперкинетическое расстройство — это собирательное понятие, вобравшее в себя группу психосоматических расстройств у детей младшего возраста (обычно в первые пять лет жизни), проявляющихся поведенческими и эмоциональными отклонениями.

Оно выражается в излишней импульсивности, отсутствии настойчивости в когнитивной деятельности, рассеянности внимания, непродуктивной гиперактивности, нарушениями координации и восприятия.

Дети с гиперкинетическим расстройством поведения трудно поддаются обучению, позже начинают говорить и писать, причем как таковых проблем с интеллектом у них, как правило, не наблюдается. Эмоциональная неустойчивость проявляется порой в немотивированной агрессии, тревоге, подавленности.

Все эти бихевиоральные «причуды» могут дать о себе знать в любое время и в любом месте. Полное их «изъятие из обращения» возможно: достаточно проявить волю и настойчивость в воспитании ребенка и провести курс медикаментозной терапии и психологической реабилитации.

Тем не менее, случается, что симптомы гиперкинетического расстройства не оставляют ребенка и в школьные годы, и даже в более позднем возрасте.

Чем это чревато? Ничем приятным: трудностями во взаимоотношениях с ровесниками и взрослыми, частыми попаданиями из-за безрассудного поведения в различные неприятные ситуации (иногда — с криминальным уклоном), асоциальность, девальвированное чувство собственного достоинства.

Природа гиперкинетических расстройств поведения у детей

Среди факторов, лежащих в основе патогенеза гиперкинетического расстройства у детей, есть психологические и соматические. Среди первых следует отметить:

  • сильные стрессы в младенческом возрасте (например, вследствие жестокого обращения родителей);
  • хроническую эмоциональную или сенсорную фрустрацию (нехватку соответствующих раздражителей, поступающих извне, что вызывает чувство изоляции);
  • слабаую психоэмоциональную устойчивость к стрессам;
  • беспокойный и мнительный характер.

К соматическим факторам относятся:

  • отягощенная наследственность;
  • травмы или дисфункции головного мозга (например, вследствие перинатальной энцефалопатии);
  • инфекции, в т.ч. тонзилогенные (вирусной или бактериальной природы);
  • перенесенный солнечный удар;
  • ионизирующее облучение;
  • интоксикации;
  • хроническое переутомление.

Кто поможет при гиперкинетическом расстройстве поведения у детей?

Помощь при гиперкинетическом расстройстве оказывают психиатр, психотерапевт, психолог, невролог, физиотерапевт, а также педагоги и социальные работники.

Если гиперкинетическое расстройство не принимает неких угрожающих форм, то лечение проводится амбулаторно, т.е.

родители приводят ребенка в лечебное учреждение, он проходит все терапевтические мероприятия и процедуры, и отправляется домой.

[attention type=yellow]

При стойком и неподдающемся амбулаторному лечению гиперкинетическом расстройстве, при серьезных проблемах в школе показано лечение в условиях стационара. 

[/attention]

Лечение проводится по двум направлениям: психосоциальные вмешательства и фармакологическая коррекция. В первом случае, помимо психотерапии и психологической помощи, используются и педагогические методики.

Фактор успешного исхода лечения во многом определяется ранней диагностикой гиперкинетического расстройства, поэтому, воспитатели детских садов, учителя, психологи и, в первую очередь, родители должны чутко и оперативно реагировать на любые тревожные звоночки, которые могут быть связаны с этим патологическим состоянием.

Как должно проходить лечение гиперкинетического расстройства у детей

В лечении гиперкинетического расстройства поведения у детей должен реализовываться комплексный подход, при этом необходимо учитывать индивидуальные личностные особенности каждого ребенка.

Работа должна вестись по всем направлениям, включая беседы с родителями,  воспитателями дошкольных учреждений и учителями, чтобы сформировать максимально комфортную среду для ребенка и повысить уровень компетентности в проблеме всех окружающих его людей.

Очень важно правильно диагностировать заболевание. Возможно, при прочтении этой статьи некоторым родителям клиническая картина гиперкинетического расстройства покажется до боли знакомой и вполне применимой к их не в меру активному ребенку. В этом и заключается сложность идентификации этого синдрома.

В первые годы жизни, даже будучи абсолютно здоровым (а скорее — именно поэтому), ребенок сам по себе является генератором активности, и здесь необходимо отделять зерна от плевел, а возрастную физиологическую подвижность от гиперкинетического расстройства поведения. В этой связи необходимо проводить углубленную дифференцированную диагностику гиперкинетического расстройства с учетом возраста и типа личности ребенка.

Программа лечения гиперкинетического расстройства предусматривает проведение индивидуальных бесед с родителями, воспитателями или учителями. Основываясь на полученной информации с учетом собранного анамнеза разрабатывается тактика дальнейших психосоциальных вмешательств.

Родители со своей стороны работают с психологом  с целью формирования правильного поведенческого алгоритма по отношению к ребенку. Проводится серия групповых (семейных) и индивидуальных психотерапевтических сеансов.

Медикаментозная терапия применяется в последнюю очередь при отсутствии должного эффекта от проводимых мероприятий.

Источник: https://www.realmedinfo.ru/giperkineticheskoe-rasstrojstvo-u-detej-ot-istokov-do-lecheniya/

Гиперкинетическое расстройство поведения – симптомы болезни, профилактика и особенности лечения

Гиперкинетическое расстройство поведения у детей коррекция

Гиперкинетическое расстройство поведения – это совокупность сложных нарушений поведенческих реакций, отличающихся присутствием определенных признаков из трех категорий: импульсивность, невнимательность и гиперактивность, при наличии особых критериев расстройства поведения в социуме.

Основная терминология

Существует несколько терминов, описывающих подобные нарушения поведения ребенка: СДВ (синдром недостатка (дефицита) внимания), СДВГ (синдром нехватки внимания, сочетающийся с гиперактивностью), собственно гиперкинетическое расстройство и гиперактивность детей.

Все эти понятия несколько отличаются друг от друга. Однако в их основе лежат проблемы концентрации и гиперактивное поведение.

Гиперкинетическое расстройство – это поведенческое отклонение, что настораживает родителей еще в раннем возрасте. При этом малыш крайне невнимателен, импульсивен и чрезмерно активен.

Однако не стоит думать, что многие дети, например, пятилетнего возраста (для которого характерны беспокойство и невнимательность) страдают подобным расстройством. Такие особенности поведения становятся проблемой, когда они значительно гипертрофированны, по сравнению со сверстниками, это негативно влияет на успеваемость, общение с товарищами и родными.

Всего 5% школьников имеют гиперкинетическое расстройство поведения, причем мальчики несколько чаще.

Причины возникновения

Доподлинно причины появления подобных расстройств неизвестны, однако существует явная связь недуга с травматическими переживаниями и наследственными (семейными) факторами.

Провоцировать развитие гиперкинетических поведенческих расстройств могут такие факторы:

  • недостаточное/несбалансированное питание (в том числе неверное введение прикорма);
  • тяжелая интоксикация, например химическими соединениями;
  • постоянные стрессы, неблагоприятная обстановка в коллективе либо семье;
  • употребление некоторых лекарств;
  • повреждения либо сбои в развитии головного мозга, особенно правого его полушария);
  • проблемы беременности (маловодие, гипоксия плода и др.).

Разновидности недуга

Классифицируют такие расстройства в соответствии со степенью тяжести: легкие и выраженные.

Кроме того, выделяют несколько видов отклонения в соответствии с возрастом ребенка:

  • Малыши 3-6 лет эмоционально нестабильны и чересчур подвижны. Они плохо спят ночью, часто просыпаются и отказываются спать днем, что еще больше усугубляет ситуацию. Такие детки всячески проявляют непослушание, игнорируют запреты и правила, соблюдения которых требуют воспитатели или родители.
  • Младшие школьники плохо успевают в школе и не выполняют правила школьного поведения. Сосредоточиться такой ученик на уроке не может, а самостоятельные задания даются ему очень тяжело. Сохранять внимание и усидчивость ребенку тяжело, из-за этого он отвлекается, допускает нелепые ошибки и не усваивает материал.
  • Ученики старшей школы, имеющие гиперкинетическое расстройство поведения, склонны к асоциальным поступкам, курят либо употребляют алкоголь, рано начинают половую жизнь, особенно не задумываясь о выборе партнера.

Основные симптомы патологии

Не стоит думать, что гиперкинетическое расстройство поведения (F 90.1) – это просто особенность темперамента. Такое состояние включено в МКБ-10 как патология, требующая врачебной коррекции.

Некоторые родители связывают это с чрезмерным контролем ребенка, но никаких подтверждений, что жесткое или плохое воспитание приводит к подобным расстройствам, нет.

Гиперкинетические расстройства у детей могут выражаться целым рядом различных признаков в соответствии с возрастом, мотивациями и окружающей обстановкой в классе, детском саду и дома. Основных групп симптомов три: нарушение внимания, импульсивность и гиперактивность.

Так, у некоторых детей на первый план выходят проблемы внимания, при этом ребенок часто отвлекается, забывает важные вещи, прерывает начатый диалог, дезорганизован, начинает много дел и ни одно не доводит до конца.

[attention type=red]

Гиперактивные малыши чрезмерно суетливы, шумны и беспокойны, энергия в них буквально бьет ключом, а действия практически всегда сопровождаются непрекращающейся болтовней.

[/attention]

При превалировании симптома импульсивности ребенок совершает поступки, не задумываясь, крайне трудно переносит ожидание (например, очереди в игре) и очень нетерпелив.

Кроме того, часто присутствуют и другие симптомы: неврологические проявления (эпилепсия, тик, синдром Туретта), нарушение координации, социальной адаптации, проблемы с обучением и организацией деятельности, депрессии, аутизм, беспокойство.

В одном из трех случаев дети с подобной проблемой “перерастают” патологию и не нуждаются в специальном лечении или поддержке.

Родители часто задаются вопросом о том, чем опасно гиперкинетическое расстройство.

Такое состояние чревато (но, к счастью, далеко не всегда) проблемами не только в детском возрасте (плохая успеваемость, проблемы с одноклассниками, педагогами и т. д.), но и во взрослой жизни (на работе, в отношениях и пагубных пристрастиях к алкоголю или наркотикам).

Куда обращаться

Если родители подозревают наличие у малыша подобного состояния, необходима консультация психиатра.

Только специалист, наблюдая за поведением ребенка и его характером, может установить точный диагноз.

Признаки, указывающие на наличие недуга, не могут быть единичными, то есть диагностически значимыми считаются симптомы, периодически повторяющиеся на протяжении как минимум 6 месяцев.

Дабы выявить наличие патологии, доктор использует следующие методики:

  • беседа (часто ребенок не признает наличие какого-то из симптомов, а взрослые, наоборот, их преувеличивают);
  • оценка поведения в естественной для ребенка среде (детсад, семья, школа и так далее);
  • моделирование жизненных ситуаций для оценки поведения в них ребенка.

Диагностические критерии

Существует ряд критериев, присутствие которых подтверждает наличие у малыша гиперкинетического расстройства:

  • Проблемы внимания. Не меньше 6 проявлений (забывчивость, рассеянность, невнимательность, невозможность сосредоточиться и т. д.) на протяжении 6 месяцев.
  • Гиперактивность. В течение полугода проявляется не меньше 3-х симптомов из этой группы (дети вскакивают, вертятся, размахивают ногами или руками, бегают в случаях, для этого не подходящих, игнорируют запреты и правила, не могут играть тихо).
  • Импульсивность. Присутствие хотя бы 1 признака (неспособность ждать и вести диалог, излишняя болтливость и др.) в течение 6-ти мес.
  • Появление признаков до семилетнего возраста.
  • Симптомы проявляются не только дома или в школе/саду.
  • Присутствующие признаки значительно затрудняют учебный процесс и социальную адаптацию.
  • Критерии, которые присутствуют, не соответствуют таковым при иных патологиях (тревожные расстройства и т. д.).

Проводимая терапия

Лечение гиперкинетического расстройства у детей предполагает достижение следующих целей:

  • обеспечение социальной адаптации;
  • коррекция нервно-психического состояния ребенка;
  • определение степени недуга и подбор методов терапии.

Немедикаментозный этап

На этом этапе специалисты консультируют родителей по поводу расстройства, объясняют, как поддерживать такого малыша, и рассказывают об особенностях медикаментозного лечения. В случаях, когда у ребенка возникают трудности с обучением, его переводят в коррекционный (специальный) класс.

Кроме того, не медикаментозное лечение гиперкинетического расстройства поведения у детей подразумевает применение определенных методов. К ним относят следующие:

  • Групповая ЛФ.
  • Когнитивная психотерапия.
  • Тренировки с логопедом.
  • Физиопроцедуры.
  • Педагогическая коррекция гиперкинетического расстройства поведения у детей.
  • Массажи шейно-воротникового отдела.
  • Кондуктивная педагогика.
  • Нормализация режима дня.
  • Занятия с психологом.
  • Создание комфортной психологической атмосферы.

Медикаментозная терапия

  • “Метилфенидат” – стимулятор, повышающий внимательность и энергичность с полезным распределением. В зависимости от применяемой формы, назначается 1-3 раз/сут. Причем прием лекарства должен происходить в первой половине дня, так как более позднее употребление чревато нарушениями сна. Дозировка подбирается индивидуально. Физическая зависимость, как и толерантность к лекарству, не характерны.
  • В случае непереносимости психостимуляторов, назначаются ноотропы: “Ноофен”, “Глицин” и т. д.
  • Антиоксиданты: “Актовегин”, “Оксибал”.
  • Нормотимические противосудорожные препараты: кислота вальпроевая, “Карбамазепин”.
  • Общеукрепляющие средства: кислота фолиевая, магнийсодержащие средства, витамины В-группы.
  • В случаях неэффективности вышеописанных лекарств применяют транквилизаторы: “Клоразепат”, “Грандаксин”.
  • При наличии выраженной агрессивности либо гиперактивности – нейролептики (“Тиоридазин”, “Хлорпротиксен”).
  • В случаях вторичной депрессии показаны антидепрессанты: “Мелипрамин”, “Флуокситин”.

Помощь родителей

Немаловажной в лечении гиперкинетического расстройства поведения является и коррекция поведения ребенка дома. Поэтому родителям следует придерживаться некоторых правил:

  • оптимизировать рацион, то есть исключить из меню продукты, повышающие возбудимость малыша;
  • занимать ребенка активными играми и спортом, дабы тратить избыток энергии;
  • составить список домашних дел на день для малыша и расположить его на видном месте;
  • любая просьба должна произноситься спокойным голосом и в понятной форме;
  • в случае выполнения какого-либо задания, требующего усидчивости, необходимо давать ребенку на отдых 15 мин. и следить, чтобы он не переутомлялся;
  • необходимо составить подробные простые инструкции по выполнению домашних дел, что способствует самоорганизации.

Профилактические меры

Нужно принять во внимание следующее:

  • педагогических контроль;
  • исключение побочных явлений противосудорожных и психостимуляторов;
  • поддержание нормального психологического климата в семье;
  • повышение качества жизни;
  • при приеме медикаментов делать периодические перерывы в лечении для определения дальнейшей тактики;
  • ежедневная связь с персоналом школы;
  • в случае неэффективности лекарств – привлечение педагогов и психиатров для коррекционной терапии.

Дальнейшие действия

  • Д-учет у невропатолога.
  • В случае назначения психостимуляторов – контроль сна и появления побочных эффектов.
  • В случаях приема антидепрессантов – контролирование ЭКТ (при тахикардии), а при назначении противосудорожных – контроль АсАТ и АлАТ.
  • Обеспечение максимально комфортных условий для обучения, самоорганизации и социализации малыша.

Источник: https://FB.ru/article/388566/giperkineticheskoe-rasstroystvo-povedeniya---simptomyi-bolezni-profilaktika-i-osobennosti-lecheniya

Причины и лечение гиперкинетического синдрома у детей

Гиперкинетическое расстройство поведения у детей коррекция

Гиперкинетический синдром у детей – расстройство, при котором наблюдаются неконтролируемые сокращения отдельных мышечных групп. Патология затрагивает мышцы лица, шеи. Такое явление периодически повторяется, проявляясь с разной интенсивностью и продолжительностью. Гиперкинезы как признак различных заболеваний могут быть врождёнными или возникать по мере роста ребёнка.

Классификация и основные симптомы

В основу классификации заболевания положены разные признаки, и один из них – то, как видоизменяются движения у ребёнка с диагностированным гиперкинетическим расстройством. В соответствии с этим разделением существуют такие виды:

  • Быстрые, или гипотонические, гиперкинезы. Вызваны снижением длительного стойкого напряжения мышечных волокон. К этой группе относятся тикозный гиперкинез, хорея, миоклония, тремор.
  • Медленные, или дистонические. Вызваны непостоянством тонуса: одни мышцы испытывают чрезмерное напряжение, при этом другие гипотоничны. Такой тип непроизвольных сокращений характеризуется неестественностью положений тела в пространстве и включает в себя торсионную и цервикальную дистонию, сокращения круговой мышцы глаза, атетоз.

В соответствии с частотой, длительностью, интенсивностью аномальных сокращений и их локализацией выделяют такие формы патологии:

  • Тремор. Проявляется в виде дрожания конечностей, головы, является симптомом таких патологий, как паркинсонизм, болезнь Гентингтона.
  • Экстрапирамидная форма – расстройства этой группы вызваны поражением одноимённой системы, представлены многообразием видов: ритмический, тонический, фазический. Клинически проявляется в гримасах, аномальных движениях глазных яблок, непроизвольном произнесении звуков и слов, подёргиваниях конечностей.
  • Атетоз. Медленные тонические судороги, локализующиеся в мышцах туловища, конечностей, лица. Отсутствие лечения приводит к контрактуре суставов.
  • Оральный тип. К этому виду относятся гиперкинез языка у детей, сокращения мышц мягкого нёба, гортани, возникающие из-за инфекционных заболеваний.
  • Тики. У новорожденных часто проходят самостоятельно. Лечение тикозного гиперкинеза у детей затягивается, если отмечается нарушение мозгового кровообращения.
  • Хореическая форма. У детей диагностируется очень редко, представляет собой беспорядочные движения конечностей, могут быть задействованы также лицевые мышцы.
  • Дистонии. Затрагивают мышцы верхних и нижних конечностей, этот тип гиперкинезов у детей до года наиболее распространён.
  • Ознобоподобный тип. Выражается в виде дрожания, появления мурашек на коже, сопровождается поднятием температуры тела.
  • Истерическая форма. Характеризуется широкой амплитудой движений в отсутствие гипертонуса мышц, проявляется в состоянии нервного возбуждения и проходит, когда ребёнок успокаивается. Диагностируется у детей школьного возраста.

Основные симптомы гиперкинетического синдрома у детей, которые должны насторожить родителей:

  • дрожание;
  • непреднамеренные подергивания конечностей, головы, туловища;
  • дрожание мышц лица, глаз;
  • учащённое сердцебиение;
  • отсутствие симптоматики во время сна.

Необходимые исследования

Диагностика проходит в несколько этапов:

  1. Осмотр и опрос пациента и его родственников.
  2. Исследование головного мозга с помощью УЗИ.
  3. Магнитно-резонансная или компьютерная томография.
  4. Электроэнцефалография мозга.
  5. Электромиография.
  6. Анализы крови: общий, биохимический.

На основании исследований врач делает вывод о природе гиперкинетического расстройства, о первичном заболевании, что позволяет принять решение относительно терапии синдрома.

Рекомендованное лечение

Коррекция гиперкинетических расстройств осуществляется в соответствии с поставленным диагнозом. Специфической терапии, которая была бы одинаковой для всех случаев гиперкинеза у детей, не существует.

Лечение направлено на устранение причины синдрома, что влечёт за собой и регрессию симптомов, но часто это лишь временная мера.

Кроме медикаментозного воздействия, рекомендованы некоторые физиотерапевтические процедуры, массаж, обучение родителей основам лечебной физкультуры для детей.

Препараты

Для устранения патологии у детей назначаются лекарственные средства следующих групп:

  • Противосудорожные. Показывают эффективность в терапии миоклоний, тикозных расстройств.
  • Холинолитические средства. Назначаются при гипотонических формах заболевания.
  • Миорелаксанты. Оказывают расслабляющее действие на мышцы.
  • Адреноблокаторы. Облегчают состояние пациента при такой форме патологии, как хорея.
  • Нейролептики. Блокируют дофаминовые рецепторы на стриарных нейронах, применяются при любой из форм гиперкинетического синдрома.
  • Препараты ДОФА, снимающие тремор, назначают в раннем детском возрасте.

Детям с диагностированным синдромом показан приём витаминно-минеральных комплексов.

Отдельные болезни требуют специфического врачебного вмешательства: хирургического при спастической кривошее и раннем (ювенильном) паркинсонизме, ревматологического при хореях ревматологической природы.

Нетрадиционные методы

Терапия средствами народной медицины должна осуществляться параллельно с традиционным лечением и под контролем врача. Для снятия мышечного напряжения и купирования приступов используют:

  • Отвар из подорожника, травы руты, семян аниса.
  • Компрессы из листьев герани.
  • Мумие.

В качестве общеукрепляющей терапии для детей рекомендуется закаливание, игры на улице.

Мероприятия по предупреждению патологии

Специфической профилактики гиперкинетического синдрома у детей не существует. В случае если ребёнок находится в зоне риска развития заболевания (наследственные патологии), рекомендуется:

  1. Сбалансированная диета, обогащённая витаминами и минералами, калием, магнием, глицином.
  2. Умеренные физические нагрузки – лечебная гимнастика, пешие прогулки в среднем темпе.
  3. Благоприятная психоэмоциональная обстановка.
  4. Отсутствие умственных и физических перегрузок.

Прогноз

В случаях, когда заболевание имеет генетически обусловленную природу или вызвано патологиями развития ЦНС, прогноз неблагоприятный. Часто синдром переходит в форму хронического заболевания. Последствием отсутствия своевременной терапии становится инвалидность.

Если аномалия вызвана перегрузками (психоэмоциональными или физическими) на фоне возрастной незрелости нервной системы или некоторыми другими факторами, при своевременной терапии возможно устранение симптомов.

(4 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://ProSindrom.ru/psychopathology/giperkinezy-u-detej.html

Как проявляется гиперкинетическое расстройство поведения у детей?

Гиперкинетическое расстройство поведения у детей коррекция

Гиперкинетическое расстройство поведения – отклонение, встречающееся у детей достаточно часто. Наиболее подвержены развитию заболевания мальчики младшего школьного возраста.

Патология в разном возрасте проявляется по–разному, но, вне зависимости от выраженности симптомов, нуждается в наблюдении со стороны специалиста. Лечение патологии заключается в оказании психологической помощи, приеме специальных медикаментов.

Как лечить астенический синдром у ребенка? Узнайте об этом из нашей статьи.

Гиперкинетическое расстройство поведения сопровождается выраженными отклонениями в поведении.

Характерные признаки патологии можно отметить у детей самого младшего возраста.

К числу таких признаков относят невнимательность, чрезмерную гиперактивность, беспокойность, гипервозбудимость. Эти проявления наблюдаются у многих детей, однако, это не повод говорить о том, что имеет место какая–либо патология, в большинстве случаев это просто особенности характера.

О наличии патологии можно говорить в том случае, если данные симптомы значительно сказываются на жизни ребенка, его успеваемости, взаимоотношениях со сверстниками.

Виды

В зависимости от возраста ребенка патология проявляется по–разному. Таким образом, выделяют 3 основных разновидности отклонений, в зависимости от возрастной принадлежности:

  • у детей 3-6 лет патология проявляется в виде повышенной подвижности, эмоциональной нестабильности. Такие дети непослушны, не воспринимают правила и запреты, установленные родителями или воспитателями детского сада. Отмечаются нарушения сна, ребенок часто просыпается по ночам, отказывается от дневного сна, что еще более негативно отражается на его эмоциональном состоянии;
  • у детей младшего школьного возраста отмечается наличие проблем с успеваемостью в школе, соблюдением школьной дисциплины. Ребенок не может сосредоточиться во время урока, ему тяжело даются самостоятельные занятия, во время которых он часто допускает элементарные ошибки. Ученику сложно сохранять усидчивость и внимательность на протяжении всего урока, в результате чего он часто отвлекается, не усваивает учебный материал;
  • у детей старшего школьного возраста отмечается склонность к неправильному образу жизни (курению, употреблению алкоголя, раннему началу половой жизни, беспорядочным связям, асоциальному поведению).

Как проявляется аутизм у ребенка? Читайте об этом здесь.

Симптомы и признаки

Патология может проявляться по–разному, в зависимости от особенностей характера ребенка, социальных условий, в которых он находится, а также от возрастной принадлежности.

Однако, существует ряд общих признаков, характерных для данного отклонения. Существует 3 основных вида симптомов.

ГруппаКлинические проявления
Невнимательность
  1. Невозможность внимательно следить за деталями выполняемой работы, в результате чего ребенок допускает грубые ошибки при ее выполнении.
  2. Неспособность сохранять должный уровень внимания в течении всего урока или на протяжении игры.
  3. Неспособность следовать инструкции, завершать работу вовремя.
  4. Неорганизованность при выполнении самостоятельных заданий.
  5. Ребенок старается избегать занятий, которые требуют определенной усидчивости, внимательности (например, выполнение домашней работы).
  6. Ребенок часто теряет свои личные вещи, игрушки.
  7. Забывчивость.
  8. Ребенок часто отвлекается в процессе какой – либо деятельности.
Гиперактивность
  1. Малыш не может долго усидеть на одном месте, постоянно двигает руками и ногами, вертится.
  2. Может произвольно покинуть свое место во время урока или выполнения домашнего задания.
  3. Избегает спокойных игр, часто шумит, бегает.
Импульсивность
  1. Ребенок может перебивать оппонента во время разговора.
  2. Во время игр или учебной деятельности не может дождаться своей очереди.
  3. Вмешивается в разговоры и игры сверстников.
  4. Много и громко говорит даже в тех случаях, когда это неуместно или запрещено.

У некоторых детей имеют место и другие признаки патологии. В частности, возможно нарушение координации движений, мелкой моторики рук. Ребенок нередко неадекватно реагирует на неудачи (раздражительность, агрессия, плаксивость).

Плохое поведение ребенка становится причиной неприятельских отношений в коллективе, что, в свою очередь, еще более обостряет эмоциональное состояние малыша.

Есть ли связь с дефицитом внимания?

Определенно, такая связь имеется. Неслучайно на протяжении долгих лет эти два понятия считали синонимами. Тем не менее, определенные отличия все–таки существуют, заключаются они в наборе характерных признаков.

Так, если дефицит внимания проявляется, в основном, в трудностях с обучением (что характерно так же и для детей с гиперактивностью), клиническая картина гиперкинетического расстройства поведения более обширная.

К каким докторам следует обращаться?

Если у малыша наблюдаются характерные симптомы, необходима консультация врача–психиатра.

Диагностика

Поставить точный диагноз может только врач–психиатр после изучения особенностей поведения и характера ребенка.

При выявлении признаков отклонения важно помнить, что они не должны быть единичными, то есть тот или иной симптом должен периодически повторяться на протяжении определенного периода времени (6-12 мес.). Используют следующие методы диагностики:

  1. Беседа с ребенком (часто малыш отрицает наличие тех или иных признаков патологии), а также с его родителями, воспитателями, учителями (взрослые, напротив, могут преувеличивать выраженность клинических проявлений).
  2. Наблюдение за поведением малыша в естественных для него условиях пребывания (дома, в детском саду, школе, других общественных местах).
  3. Создание искусственных жизненных ситуаций, оценка поведения малыша в них.

Рекомендации педиатров по облегчению симптомов акклиматизации у детей вы найдете на нашем сайте.

Требуется ли лечение?

Безусловно, оставлять без внимания такой тревожный сигнал нельзя. Ведь гиперкинетическое расстройство не всегда проходит с возрастом. По статистике, психические нарушения сохраняются у 75% детей в подростковом возрасте, в 50% случаев в зрелом.

Опасность заключается в том, что в некоторых случаях гиперкинетические расстройства могут привести к развитию антисоциального образа жизни, склонности к уголовным правонарушениям.

Какого–либо четко выработанного метода лечения патологии не существует.

Подход в каждом случае индивидуальный.

[attention type=green]

Некоторым маленьким пациентам назначают психологические тренинги, коррекционные меры в школе и дома.

[/attention]

Другим, в свою очередь, не обойтись без приема специальных медикаментозных препаратов.

Особенности фармакологической терапии

Прием медикаментов необходим далеко не во всех случаях развития патологии. Пациенту, у которого диагностировано гиперкинетическое расстройство, назначают следующие группы лекарственных препаратов:

  • церебральные стимуляторы (Ретилин, Пемолин) – препараты, улучшающие мозговую активность, повышающие восприимчивость к поступающей в мозг информации;
  • препараты, нормализующие процесс создания нервных клеток вещества головного мозга (ноотропы, витамины группы В);
  • препараты, нормализующие процессы кровообращения в области головного мозга (Кавинтон, Сермион).

Как ребенку избавиться от бруксизма? Читайте об этом в нашей статье.

Советы родителям по коррекции

Как уже отмечалось ранее, у детей с гиперкинетическими расстройствами наблюдаются определенные проблемы с обучением и поведением не только в общественных местах, но и в домашних условиях.

А это значит, что для достижения положительного результата необходима не только его коррекция в условиях школы, но и соблюдение родителями определенных правил в отношении малыша дома:

  1. Хорошо, если при выполнении какой–либо домашней работы малыш будет пользоваться несложными, но последовательно изложенными инструкциями и подсказками родителей. Это придаст ему уверенности в своих силах, поспособствует развитию самоорганизации.
  2. Просьбы родителей должны преподноситься ребенку в доступной для него форме, спокойным голосом.
  3. У малыша должны быть свои дела по дому. Список этих дел (на 1 день) необходимо выписать на отдельный лист бумаги, повесить его на видном месте, доступном для ребенка.
  4. При выполнении ребенком какой–либо работы, требующей усидчивости и внимания (например, самостоятельные учебные занятия дома), следите, чтобы малыш не уставал, разрешайте ему делать короткие (не более 15-20 минут) перерывы.
  5. У гиперактивного ребенка отмечается повышенный запас энергии, которую необходимо куда–то выплеснуть. Лучше всего для этих целей подходят активные игры на воздухе, занятия спортом.
  6. Следите за рационом малыша. Если вы замечаете, что ребенок после употребления определенных продуктов питания становится перевозбужденным, эти продукты необходимо исключить.

Прогнозы

При соблюдении всех необходимых условий (своевременное лечение, назначенное врачом, создание благоприятных эмоциональных условий, внимание со стороны родителей и учителей), прогноз в большинстве случаев, благоприятный.

Если же тревожные сигналы в виде симптомов гиперкинетического расстройства оставить без внимания, существует риск более серьезных психических отклонений, появляющихся уже в зрелом возрасте.

Это и антисоциальное поведение, агрессия, злоупотребление алкоголем, прием наркотиков, и прочие негативные проявления.

Многие маленькие дети склонны к чрезмерной подвижности, невнимательности, эмоциональности. Однако не всегда имеет место патологическое отклонение.

О гиперкинетическом расстройстве можно говорить тогда, когда эти особенности доставляют малышу определенные проблемы в учебе, взаимоотношениях. Конечно, данную патологию необходимо лечить, выбор того или иного метода лечения осуществляет врач, наблюдающий маленького пациента.

О симптомах и лечении повышенного внутричерепного давления у грудничков читайте тут.

Что делать при диагнозе «СДВГ» и «гиперактивность»? Узнайте об этом из видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

Источник: https://pediatrio.ru/g/giperkineticheskoe-rasstrojstvo/povedeniya-u-detej.html

Что такое гиперактивность у детей и как с ней бороться

Гиперкинетическое расстройство поведения у детей коррекция

У гиперактивных малышей процессы возбуждения психики преобладают над торможением. Кроха неусидчив, невнимателен, склонен к агрессии, порой его поведение переходит все допустимые границы. В школе такие дети срывают дисциплину на уроках, не хотят учиться – им трудно удерживать внимание на одном предмете. Гиперактивный ребенок что делать? Неужели его никак невозможно успокоить?

Причины

Гиперактивность как самостоятельное заболевание определили в 80-х годах прошлого столетия. Патологическое состояние СДВГ (синдрома дефицита внимания с гиперактивностью) чаще распространено среди мальчиков и встречается у 18% детей. При данном нервном заболевании малыш не способен давать отчет своим действиям и хоть как-то контролировать поведение.

Где кроются причины возникновения гиперкинетического расстройства? Врачи утверждают, что начало данного заболевания – во внутриутробном состоянии малыша. Такими причинами являются:

  • угроза выкидыша;
  • гипоксия плода;
  • повышенная нервная возбудимость матери;
  • неправильный рацион питания во время беременности;
  • курение матери и неправильный образ жизни;
  • генетическая предрасположенность.

Также гиперактивность может появиться у детей во время родов:

  • появление на свет до 37-й недели;
  • ускоренные или затяжные роды;
  • стимуляция родов.

Приобретенная гиперактивность появляется в случае:

  • нездоровой атмосферы в семье;
  • отклонений неврологического характера;
  • неправильного питания малыша или отравления свинцом;
  • повышенных требований к поведению ребенка.

При сочетании двух или трех неблагоприятных факторов заболевания гиперкинетическим расстройством не избежать.

Проявление заболевания

Порой гиперактивность путают с неврастенией и другими подобными нервными недугами. Симптомы гиперкинетического расстройства выражаются в:

  • излишней возбудимости:
  • бурной реакции на любой раздражитель – свет, звук;
  • нарушении режима сна и бодрствования;
  • нарушении развития речевых навыков;
  • хаотичном движении конечностями;
  • резкой смене настроения;
  • некоммуникабельности;
  • отставание в учебе;
  • отставании в физическом развитии.

Однако по двум или трем признакам определять заболевание нельзя. Если симптомы появляются лишь изредка, причиной может быть прорезывание зубов, реакция на новый прикорм или пищевой режим. Однако если перечисленные симптомы появляются постоянно, малыша срочно нужно обследовать.

Как отличить гиперактивность и просто активность характера? Отличить симптомы патологии можно в следующих случаях:

  1. больной малыш постоянно пребывает в активном состоянии, а при усталости начинает истерить и плакать (просто активный ребенок – успокаивается);
  2. ребенок с патологией задает много вопросов, но не слушает ответы на них;
  3. больного ребенка трудно уложить спать, а сам сон – беспокойный;
  4. малыш с гиперкинетическим расстройством не реагирует ни на какие запреты;
  5. больной ребенок агрессивен, всегда провоцирует скандалы.

Характерной особенностью детей с патологией является склонность все забывать и постоянно терять вещи. Данные симптомы могут говорить о наличии патологии, однако, окончательный вывод о состоянии ребенка сделает только доктор.

Коррекция поведения и лечение

К сожалению, данное заболевание полностью излечивается не всегда. Детей лечат годами и, порой, такое лечение не приводит к полноценному исцелению.

Медикаменты назначается после того, как психо-педагогические методы и травяные настои не принесли положительных изменений.

К немедикаментозным методам коррекции поведения относятся:

  • занятия с психологом;
  • занятия спортом;
  • поведенческая коррекция;
  • семейная психотерапия;
  • релаксация.

Для успешного исцеления необходим комплексный подход:

  1. перевести ребенка в специализированный класс в школе, чтобы не провоцировать агрессию;
  2. поддерживать в доме доброжелательную и мирную атмосферу;
  3. уделять максимум внимания малышу;
  4. организовать психо-педагогическую помощь.

Большое значение в коррекции поведения малышей с гиперкинетическим расстройством имеет семейное воспитание и посильная помощь родителей.

Игровое пространство

Чтобы погасить агрессивность и гиперактивность малыша, нужно организовать такое игровое пространство, где ребенок будет в состоянии реализовать потребность в агрессии. Через игры можно:

  • контролировать эмоциональную реакцию на событие;
  • снимать психическое напряжение;
  • прививать навыки социального поведения.

При отсутствии подобного игрового пространства ребенок будет реализовывать свои потребности в агрессии в любом месте. Если вы заметили накопившуюся негативную энергию, необходимо срочно ее снять: иначе она выйдет самопроизвольно в самой непредсказуемой форме.

Повзрослевшего малыша можно записать в спортивную секцию, где он будет освобождаться от излишка энергии и учиться дисциплине.

Детям с синдромом ДГВ нельзя заниматься спортом, где обязательны показательные выступления или соревнования. Также запрещены силовые виды спорта со статической нагрузкой.

Положительный результат принесет:

  1. плавание;
  2. лыжный спорт;
  3. велоспорт;
  4. аэробика.

Найдите для ребенка хобби, выбрав подходящую для него деятельность. Успехи и достижения дадут ребенку уверенность в своих возможностях и поднимут самооценку. Для детей синдромом ДГВ важно чувствовать свою значимость.

Всегда ставьте перед малышом выполнимые задачи, чтобы не развивать в нем ощущение никчемности. Низкая самооценка будет вызывать новые вспышки агрессии и неуправляемую реакцию. Поручения, которые вы даете малышу, не выполняйте сами: он должен развивать чувство ответственности.

Профилактика агрессии

Чтобы снимать излишки напряжения и не накапливать взрывные эмоции, не водите малыша в людные места. Следите, чтобы малыш не переутомился: это вызывает вспышки агрессии вместо усталости. Наладьте режим дня – сон и подъем в определенные часы.

Никогда не позволяйте себя раздражение или гнев: учите ребенка сдержанности в поведении собственным примером. Никогда не кричите на малыша и не приказывайте что-то сделать: нужно просить.

Положительный результат при снятии напряжения приносят травяные чаи с мелиссой или ромашкой, а также успокоительные сборы. Все травы должен назначить доктор. Следите за сбалансированным питанием: гиперактивность может провоцировать шоколад, газировка и сладости. Больше давайте фруктов и овощей. Правильный пищевой режим способен снижать агрессивные импульсы.

Важно! Не надейтесь, что гиперактивность пройдет с возрастом, и все наладится. Статистика показывает: 75% детей не утрачивают признаки гиперкинетического расстройства к подростковому возрасту.

Примерно 50% из них уже состоят на учете в детской комнаты милиции за драки, издевательства над сверстниками и животными. Иногда гиперактивность приводит к попыткам суицида.

Источник: https://RazvitieMalysha.ru/zabolevaniya/giperaktivnost-u-detej.html

Будь здоров
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: