Госпитальная школа при петре 1

Содержание
  1. 366,Госпитальные школы в Российской Империи: расписываем все нюансы
  2. История Лефортовского госпиталя
  3. Курс географии Европы для средних учебных заведений. 1910 год. Некоторые страницы:
  4. Литература
  5. «ДЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» 1914 год
  6. Военный госпиталь им. Бурденко: создание, история, современность
  7. «В Москве за Яузою-рекою»
  8. Мостовая пошлина на госпитальные нужды
  9. Три века и четыре миллиона пациентов
  10. Как появилась школа: от Древней Руси до современности
  11. Школы в допетровской России
  12. Школьное образование при Петре I
  13. Смольный институт Екатерины II
  14. Школьная система XIX века в России
  15. Школа советского периода
  16. Новая школа в России
  17. Система образования при Петре Первом
  18. Школа математических и навигацких наук
  19. Госпитальные школы
  20. Морская академия
  21. Образование при Петре 1
  22. Как представляется образование в петровскую эпоху
  23. Проблемы образования при Петре 1
  24. Создание академии наук

366,Госпитальные школы в Российской Империи: расписываем все нюансы

Госпитальная школа при петре 1

Госпиталь в Лефортово по нынешнему адресу Госпитальная площадь, 3 в Москве был создан по указу самого Петра I в 1706 году. С момента его основания здесь заработала первая в Российской империи медико-хирургическая школа.

Главным врачом лечебного учреждения стал голландский доктор медицины и придворный врач императора Николай Ламбертович Бидлоо, занимавший этот пост почти три десятилетия.

История Лефортовского госпиталя

На территории лечебного городка в то время стояло лишь одно каменное здание, построенное в голландском стиле. При нем была открыта домовая церквушка, освященная во имя Воскресения Христова. Завершение строения было выполнено в виде деревянного восьмигранника с позолоченной статуей Милосердия.

Остальные строения, около 3 десятков, были срублены из деревянных бревен и в них размещались анатомический театр, аптекарская лаборатория, помещение для алхимика (?), студенческие покои и, конечно же, больничные палаты.

На госпитальной территории разбили и Ботанический сад, основным предназначением которого было выращивание лекарственных трав.

[attention type=yellow]

Интересно, что в годы правления Петра I при госпитале был открыт театр, артистами которого являлись ученики местной хирургической школы.

[/attention]

В середине 1750-х годов зодчий Дмитрий Васильевич Ухтомский составил проект переустройства Лефортовского госпиталя, в результате которого он был значительно расширен. Именно тогда в лечебном городке появилось каменное строение церковного корпуса, в котором в 1756-м году открылось первое в Российской империи отделение для больных с психическими заболеваниями.

Во времена царствования Екатерины Великой лечебное учреждение пребывало в запущенном состоянии.

В 1763-м году огнем было уничтожено правое крыло главного корпуса, остальные же строения находились в таком состоянии, что в 1764 году вообще стал вопрос о закрытии военного госпиталя на берегу Яузы и переносе его в другой район Москвы. И только благодаря самоотверженности персонала, который как мог пытался сохранить лечебные корпуса в пригодности, все осталось как есть.

После восшествия на престол Павла I казна выделила деньги на восстановление и перестройку. Проект разработал зодчий Иван Васильевич Еготов. При нем период с 1797 по 1802 годы выстроили из камня новые главный корпус, который дошел до наших дней в первозданном виде, и церковное здание, престол в котором переосвятили во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.

Военный госпиталь уцелел в пожар 1812 года. Уже в послепожарный период – с 1818 по 1830 годы – на его территории большую часть деревянных строений заменили на каменные. Выстроили тогда и новую кирпичную часовенку, где отпевали усопших (сохранилась до наших дней). После всех преобразований комплекс получил черты зданий ампирной эпохи.

В 1823-м году госпиталь в Лефортово посетил император Александр I. Благодаря проведенной по его указанию реконструкции, большую часть корпусов связали крытыми переходами, а вместимость лечебного учреждения увеличилась до 1800 койко-мест.

С тех самых пор общий архитектурный вид ансамбля зданий кардинально не поменялся. Лишь после окончания Русско-турецкой баталии 1877-1878 годов освятили еще один придел во имя Пресвятой Богоматери Всех скорбящих Радости в помещении главного корпуса.

[attention type=red]

После прихода большевиков направленность учреждения не изменилась. В 1946-м году Московскому военному госпиталю присвоили имя Николая Ниловича Бурденко – основателя советской школы нейрохирургии.

[/attention]

В период с 1930 по 1990 годы на территории госпиталя возвели несколько новых корпусов, которые никоим образом не навредили прежнему классическому ансамблю зданий.

В настоящее время все строения XVIII-XIX столетий во владении №3 на Госпитальной площади в Москве имеют охранный государственный статус.

shellbars 376 0

Курс географии Европы для средних учебных заведений. 1910 год. Некоторые страницы:

: 358,Герцен: изучаем развернуто

Литература

  • Палкин Б. Н. Русские госпитальные школы XVIII века и их воспитанники. — М., 1959;
  • Чистович Я. История первых медицинских школ в России. — СПб., 1883;
  • Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1992;
  • Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия, 1991—1996;
  • Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994;
  • Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия, 1982—1984.

«ДЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» 1914 год

***

Источник: https://school1208.ru/istoriya-rossii/moskovskaya-gospital-naya-shkola.html

Военный госпиталь им. Бурденко: создание, история, современность

Госпитальная школа при петре 1

5 июня 1706 года в Москве основан первый в России государственный госпиталь, ставший главным военно-клиническим учреждением страны

Госпитальный вал, Госпитальная улица, Госпитальная площадь, Госпитальная набережная – все эти московские топонимы связаны с одним и тем же госпиталем, с которого, по сути, началась вся история отечественной военной медицины.

С начала XVIII века не было большой войны, в которой так или иначе не участвовали бы его врачи, не было такой новой медицинской сферы, в которой его сотрудники не совершали бы открытий.

И совершенно закономерно, что сегодня это врачебное учреждение имеет  звание главного военного госпиталя России и носит имя одного из самых знаменитых его врачей — академика Николая Бурденко. А начиналось все весьма скромно: 5 июня (по н. ст.) 1706 года по указу царя Петра I был основан «гошпиталь для лечения болящих людей».

«В Москве за Яузою-рекою»

В отличие от многих других петровских указов, этот по какой-то причине не сохранился в оригинальном виде даже в многотомном и всеобъемлющем «Полном собрании законов Российской империи».

Существуют только его пересказы, наиболее полный из которых не так давно был обнаружен в фонде Монастырского приказа, хранящегося в Российском государственном архиве древних актов.

Отыскался он в подборке документов за 1707 год в «Выписи в Монастырском приказе в доклад боярину И. А. Мусину-Пушкину».

Памятник создателям госпиталя в Лефортово царю Петру I и доктору Николаю Бидлоо в Малом госпитальном парке во внутреннем дворе Главного корпуса госпиталя.

Источник: https://um.mos.ru

Как гласит эта «выпись», 25 мая (по ст. ст.) 1706 года государь Петр Алексеевич приказал «построить в Москве за Яузою-рекою против Немецкой слободы в пристойном месте гошпиталь для лечения болящих людей.

А у того лечения быть доктору Николаю Бидлоо да двум лекарям: Андрею Рыбкину, а другому, кто прислан будет, да из иноземцев и из русских, изо всяких чинов людей, набрать для аптекарской науки 50 человек, а на строение и на покупку лекарств, и на всякие тому делу принадлежащие вещи, и доктору, и лекарям, и ученикам на жалование деньги держать в расходе из сборов Монастырскаго приказа». Так что не стоит удивляться, что единственная документальная ссылка на петровское распоряжение отыскалась в бумагах Монастырского приказа: первый русский военный госпиталь относился к его сфере ответственности, главой которого и был боярин Иван Мусин-Пушкин.

Портрет Николаса Бидлоо, создателя и первого главного врача госпиталя в Лефортово, рисунок современника.

Источник: https://um.mos.ru

Стоит обратить внимание на то, кому именно царь Петр I поручил совершенно новое для Руси дело – создание госпиталя. Упомянутый в распоряжении Николай Бидлоо не кто иной, как личный врач Петра Алексеевича голландец Николас Бидлоо.

Родившийся в 1670 году в Амстердаме, он происходил из семьи потомственных врачей, а его отцом был знаменитый голландский медик Ламберт Бидлоо.

[attention type=green]

Врачебную науку Николас, которого тогда еще никто не звал Николаем Ламбертовичем, постигал в одном из крупнейших и самом старом голландском университете — Лейденском, где в 1697 году получил докторскую степень.

[/attention]

Вид на главное здание госпиталя в Лефортово в 1725 году, рисунок современника.
Источник: http://moscow-in-web.blogspot.com

Кто знает, как сложилась бы судьба Бидлоо-младшего, если бы в 1702 году русский посол в Голландских штатах Андрей Матвеев, который вел настоящую охоту за выдающимися людьми, которых стоило приглашать на службу в Россию, не обратил внимание на молодого доктора медицины.

Николасу Бидлоо были предложены уникальные условия: его годовое жалование в 2500 гульденов существенно превосходило заработки университетских профессоров и обычных голландских врачей! Но не только за деньгами отправился в Россию голландский медик – за будущей славой.

С 1703 года он был личным врачом Петра Алексеевича, и через пару лет наблюдения за российским самодержцем, отличавшимся крепким здоровьем, понял, что с таким пациентом ему серьезная врачебная карьера не светит.

Казалось бы, голландец мог просто получать свои гульдены, не беспокоясь о том, что они не заработаны, но Николас оказался щепетилен в таких вопросах и честно попросил царя, которого ему не от чего было лечить, отпустить его домой.

Терять ценного специалиста Петру I явно не хотелось, и он предложил ему взяться за новое большое дело – руководить первым русским госпиталем, проект которого Бидлоо и было поручено составить. Именно на этой основе и создавался в Москве «гошпиталь», давший начало всей военной медицине в России.

Мостовая пошлина на госпитальные нужды

Надо признать, что за порученное высокопоставленным пациентом дело Николай Бидлоо взялся с большим рвением и прилежанием, которые умело поддерживал и направлял Иван Мусин-Пушкин.

После того, как голландец подал царю свой проект московского госпиталя, и вышел тот самый царский указ, после которого процесс перешел от планов к реализации. Ушло на это совсем небольшое по меркам XVIII столетия время – всего полтора года. Уже 21 ноября (по ст. ст.

) 1707 года госпиталь, который расположился в московской Лефортовской слободе — напротив, как и было сказано, Немецкой слободы, через Яузу от нее.

Госпиталь в Лефортово в середине XVIII века, гравюра.
Источник: https://mrs-laima.livejournal.com

На первых порах госпиталь был невелик. В начале XVIII века он состоял из единственного каменного строения с домовой церковью Воскресения Христова и трех десятков деревянных построек, в которых размещались помещения для больных, анатомический театр, палата алхимика, аптека, покои для студентов и ученическая.

[attention type=yellow]

Будущих врачей и сегодняшних помощников в лекарском деле Николаю Бидлоо брать было неоткуда, и он занимался их подготовкой сам. Причем подходил к этому делу с той же меркой, по которой некогда посол Матвеев выбрал его самого: искал прилежных и склонных к медицине юношей где только мог.

[/attention]

Ради того, чтобы в госпитале появился новый студент, голландский врач не гнушался даже переманивать студентов из других учебных заведений, например Славяно-греко-латинской академии, префект которой даже жаловался на это самому Петру Алексеевичу.

Но России требовались опытные врачи и как можно больше, так что жалобы эти царь оставлял без внимания.

Вид на главное здание госпиталя в начале ХХ века.
Источник: https://www.gg.ru

На содержание госпиталя выделялись государственные деньги, но на решение всех проблем, которые возникали перед первым в России государственным лечебным учреждением, их не хватало. Тогда было найдено изящное решение, которое характеризует Николая Бидлоо не только как хорошего администратора, но и как хваткого бизнесмена.

Напротив госпитальной территории был построен мост, получивший название Госпитального, который надолго стал единственной транспортной артерией, связывавшей Лефортовскую слободу с Немецкой и вообще с Москвой.

Мост этот являлся госпитальной собственностью, а значит, что госпиталь не только поддерживал его в рабочем состоянии, но и собирал пошлину за проезд по нему. Часть полученных таким образом денег шла на нужды лечебного учреждения, в том числе на содержание и обучение студентов и на обеспечение больных, а часть – на содержание самого моста.

Такой порядок сохранялся до конца XVIII века, пока заботы о Госпитальном мосте и расходы на его ремонт не стали слишком тяжелым бременем для первого военного госпиталя России.

Три века и четыре миллиона пациентов

Три десятка лет Николай Бидлоо был бессменным руководителем Лефортовского госпиталя, и за это время успел сделать очень много. Именно при нем были заложены основы отечественной клинической медицины и русского медицинского образования.

В частности, при госпитале был разбит небольшой ботанический сад, основную часть коллекции которого составляли лекарственные растения: будущие врачи с самого начала учились пользоваться всем, чем их может обеспечить природа.

Тогда же было положено начало и практике обучения студентов-медиков с помощью учебных пособий, написанных врачами госпиталя.

[attention type=red]

Первым из них стал все тот же Николай Бидлоо, в 1710 году написавший на латинском языке (русским он все еще владел недостаточно, чтобы излагать столь сложные материи) «Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре» — первый официальный медицинский учебник России.

[/attention]

Выгрузка раненых на Брестском вокзале в Москве в годы Первой Мировой войны.
Источник: https://www.gg.ru

Усилия директора госпиталя быстро принесли плоды. За первые четыре года работы лечебного учреждения в него госпитализировали 1996 больных, из которых вылечились 1026, что считается неплохим по тем временам показателем.

За это же время сумели подготовить и первый выпуск студентов: в 1712 году окончили обучение и стали полноправными медиками первые трое воспитанников больницы в Лефортово — Степан Блаженов, Иван Беляев (этих двоих после выпуска зачислили в Балтийский флот) и Егор Жуков. Это были самые способные и упорные, сумевшие преодолеть все тяготы практического обучения.

Ведь, как в том же году писал Петру Алексеевичу врач Бидлоо, всего он взял в обучение 50 человек, из которых «осталось 33, 6 умерло, 8 сбежали, 2 по указу взяты в школу, 1 за невоздержание отдан в солдаты».

Главное здание военного клинического госпиталя в Лефортово, 1930 год.
Источник: http://retromap.ru

До 1710 года госпиталь в Лефортово оставался единственным в России стационарным лечебным заведением, до 1733 года не было в нашей стране другой медико-хирургической школы.

Постепенно ситуация начала меняться: в Санкт-Петербурге появились Петербургский сухопутный и адмиралтейский госпитали, в Кронштадте — Кронштадтский морской госпиталь, в Москве — Павловская больница.

Но первый в российской истории военный госпиталь и после этого не потерял своего большого значения, и в первую очередь — как основа русской медицинской школы.

В 1786 году госпитальную школу превратили в медико-хирургическое училище, которое со временем стало медико-хирургической академией, выпускниками которой были многие известные русские военные и гражданские врачи, а в 1814 году при госпитале открылась первая военно-фельдшерская школа России.

Лефортовский госпиталь оставался одним из ведущих военно-медицинских учреждений в нашей стране все время своего существования, хотя время от времени эту роль перехватывали у него петербургские госпитали.

Но русская армия никогда не переставала пользоваться его услугами: ни в 1812 году, ни во время Крымской войны, когда целый отряд госпитальных врачей работал в осажденном Севастополе, ни во время многочисленных русско-турецких войн.

Этому способствовало прежде всего географическое положение госпиталя: везти сюда раненых с западных и южных театров боевых действий зачастую было удобнее, а главное – быстрее, чем в Петербург.

Вид на главный вход в военный госпиталь в Лефортово в годы Великой Отечественной войны.
Источник: https://www.gg.ru

[attention type=green]

Постепенно росли и возможности госпиталя. Если в 1812 году через него, имевший всего 2000 коек, прошли порядка 10 000 раненых, то во время русско-японской войны он принял уже 55 тысяч раненых и больных. В ходе Первой мировой войны их число выросло на порядок — до 376 тысяч человек.

[/attention]

Как ни странно, в годы Великой Отечественной войны этот численный показатель был существенно ниже: в то время госпиталь принял всего 74 тысячи пациентов.

Но это объясняется просто: в Москве действовали десятки военных госпиталей, а госпиталь в Лефортово специализировался только на самых сложных случаях.

При этом врачи его буквально творили чудеса: восемь из десяти таких тяжелых раненых после лечения возвращались в строй! А в общей сложности через руки сотрудников Главного военного клинического госпиталя за три века его существования прошли свыше четырех миллионов человек.

Обложка: военный госпиталь в Лефортово. Акварель художника Федора Алексеева, около 1800 года. Источник: http://moscow-in-web.blogspot.com

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/kak-v-rossii-poiavilas-voiennaia-mieditsina

Как появилась школа: от Древней Руси до современности

Госпитальная школа при петре 1

988 год — это время крещения Руси и зарождения школьного образования. 

Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «Книжное учение». Там учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения.

Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.

Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению. 

В начале XV века на смену церквям при монастырях приходят частные школы — «Мастера грамоты», которые стали новым этапом в развитии обучения на Руси. Там обучались мальчики богатых родителей, в программу входило письмо, чтение и зарубежная литература. 

Во время татаро-монгольского ига произошёл регресс образования, и развитие обучения сильно замедлилось. Только школы при церквях продолжали вести мало-мальскую образовательную деятельность.

Школы в допетровской России

До Петра I развитие образования шло медленно. Изредка открывались частные школы, а также была создана Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учреждение в стране. 

Для знатных мальчиков 8-12 лет открылись училища, где обучение строилось по особым сборникам школьных правил — «Азбуковникам». Сначала изучалась письменность, затем уроки становились более разнообразными. В этих учебных заведениях изучали «семь свободных художеств»: 

  • грамматику,
  • диалектику,
  • риторику,
  • церковное пение,
  • землемерие,
  • географию,
  • звёздознание.

Зарубежные языки (латынь, греческий) в школах учили только будущие священники и дипломаты.

Школьное образование при Петре I

Значительные изменения в обучении произошли при Петре I. Он провёл реформу образования, которая коснулась многих аспектов в развитии школ в России:

  • В 1701 году открыл школу математических и навигационных наук. В ней учились мальчики всех сословий с 12 лет. После освоения программы дети бедных родителей шли служить, а дети бояр поступали в «верхнюю» школу. Такие юноши учили немецкий язык, географию и навигацию.
  • В 1714 году появились цифирные школы. Ученики углублённо изучали математику и геометрию. К 1723 году в стране было порядка 42 таких школ.
  • В 1724 году Пётр I учредил Академию наук, но открылась она год спустя, уже после его смерти. Академия состояла из гимназии и университета. В гимназии дети учились 7 лет, изучали латынь, немецкий и французский языки, историю и географию.

Смольный институт Екатерины II

До Екатерины II фактически учиться могли только юноши (робкие попытки Анны Всеволодовны — не в счёт). В 1764 году право получить образование дали и девушкам. Императрица открыла Смольный институт — Воспитательное общество благородных девиц:

  • В 6–9 лет девочек обучали математике, иностранным языкам, творчеству. 
  • В 9–12 лет в программу входило изучение истории и географии.
  • В 12 лет девушки читали познавательную литературу, практиковались в ведении хозяйства, постигали азы физики, архитектуры и скульптуры.
  • В 15–18 лет ученицы завершали обучение и повторяли все предметы, углублённо изучали закон божий. 

Мужское образование в России также получило новую веху при Екатерине II. Шляхетский сухопутный кадетский корпус, основанный в 1732 году, работал по новым правилам. Образование для юношей отличалось от женского:

  • Мальчики учились с 5 лет до 21 года — более долгий срок обучения.
  • Упор был на точные науки — физику, химию, военное искусство.
  • Изучали юриспруденцию и государственную экономию.
  • Под влиянием французского просвещения юноши обучались танцам, творчеству и фехтованию.

Школьная система XIX века в России

Важный шаг к улучшению образования произошёл в 1802 году. Александр I создал министерство народного просвещения, которое определило дальнейшую историю развития школ в России. 

Устав министерства предусматривал следующие учебные заведения:

  • Приходские училища для бедного населения. Обучение длилось 1 год. Ученики с 6 лет изучали чтение, религию и письменность. Проходили подготовку к поступлению в уездные училища. 
  • Уездные училища принимали мальчиков 7-8 лет. Учёба шла 2 года, дети изучали около 15 предметов, в числе которых были черчение, геометрия, арифметика.
  • Гимназии. В них могли учиться только дети дворян для подготовки к службе или поступлению в университет. Обучение было насыщенным: философия, экономика, математика, этика и многое другое. В гимназиях были не только учителя, но и контролёры, следившие за поведением. Всего в стране было пять гимназий.
  • Университеты считались привилегированными учебными заведениями и функционировали только в Москве и Санкт-Петербурге. 

Ещё одно знаменательное событие в истории системы образования — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. Там обучался Александр Пушкин и другие именитые люди того времени. Система обучения была следующей:

  • Мальчики высших сословий принимались в лицей с 10-12 лет. Срок обучения был 6 лет.
  • Изучали разные предметы — физику, химию, языки, рисование, политику. 
  • Был чёткий распорядок дня, на учёбу отводилось 7 часов, плюс время на выполнение домашних заданий. Юноши не только учились, но и жили в лицее. 

В 1864 году были созданы земские школы, которые действовали на основе положения «О начальных народных училищах»:

  • Учёба в земских школах была бесплатной и длилась три года, была доступна для мальчиков и девочек с 8 лет. 
  • Уроки вели педагоги и священники. Занятия были в одной комнате с одним учителем.
  • Дети изучали религию, русский язык, церковное пение.

Школа советского периода

Становление советской системы образования можно разделить на следующие этапы:

  • В 1918 году были приняты «Положение о единой трудовой школе» и «Декларация о единой трудовой школе». Введён запрет на религиозные учения. Школа стала двухступенчатой: на первой ступени обучали детей с 8 до 13 лет, на второй — с 14 до 17 лет. Открылись бесплатные трудовые школы, где изучали письмо, чтение, математику, но уклон был на труд. 
  • В 1930-х годах школа стала авторитарной — утратилась ценность личности и главной целью обучения стало воспитание коммунистов. В это время введено обязательное начальное образование.
  • В годы войны образование пережило сильный кризис — не хватало учителей, учебной литературы, ученики работали на заводах. 
  • В 1958 году началась школьная реформа. Обучение стало 10-летним, а получение среднего образования — обязательным.
  • С 1980 года дети стали обучаться 11 классов. Введена система поощрения в виде медалей. 

Новая школа в России

В 2012 году был принят действующий закон «Об образовании». Он считается одним из самых демократичных в мире, поскольку выделяет такую форму получения образования как семейное обучение.

Это очень важный этап в истории образования в России, который определил его дальнейшее развитие.

В наши дни ребёнок абсолютно легально может не посещать обычную школу с её классно-урочной системой, а осваивать программу самостоятельно или в онлайн-школе. 

‍‍ Источник: freepik.com

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» обучаются дети из 47 стран мира. Занятия ведут преподаватели из МГУ, МФТИ, ВШЭ. Уроки можно просматривать в режиме «реального времени» или в записи.

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/history-school

Система образования при Петре Первом

Госпитальная школа при петре 1

В конце XVII – начале XVIII веков Россия испытывала серьезную экономическую и культурную отсталость. Чтобы не потерять национальную независимость, императору была необходима реформа в системе образования. Но всеобщая неграмотность и отсутствие квалифицированных кадров не позволяли это сделать собственными силами.

Дело в том, что в допетровскую эпоху в России не существовало общеобразовательных учреждений. Все ремесленные навыки передавались от мастеров к подмастерьям, в духовенстве большинство монахов не умели читать и писать, а инженеры и офицеры вовсе отсутствовали.

Перед страной стояла неразрешимая задача: создать высшие учебные заведения там, где не было даже начальных школ.

Школа математических и навигацких наук

21 января 1701 года указом императора в Москве создана «Школа Пушкарского приказа» для подготовки военных инженеров и офицеров артиллерии. Обучение в заведении продолжалось 2 года, и было поделено на этапы:

  • Низший класс — «Школа словесная», в задачи которой входило элементарное обучение грамоте (письму и чтению).
  • Второй класс – «Школа цифирная» обучала цифрам, простым и сложным математическим действиям.
  • Выпускной класс – «Школа инженерная» вела подготовку военных специалистов. Студентам преподавали тонкости артиллерийского и минного дела, инженерные системы.

В школе обучалось 500 человек, принимали в первый класс с 12-17 лет. Четких сроков обучения не было. Они зависели от индивидуальных способностей учеников и составляли от 4 до 13 лет.

Студентам платили «кормовые деньги» (стипендию), предоставляли жилье, строго контролировали личное время, штрафовали за нарушение правил и даже исключали. После получения диплома все выпускники распределялись на военную службу.

Особо одаренным ученикам предлагали должность преподавателей, а также отправляли за рубеж для получения дополнительных знаний. К 1725 году в Российских инженерных войсках насчитывалось 12 штаб-офицеров, 70 обер-офицеров, около 300 кондукторов.

Образовательная программа «Школы математических и навигационных наук» была составлена самим Петром Первым совместно с иностранными учеными.

Госпитальные школы

В 1707 году при Московском сухопутном госпитале открылось первое «Медико-хирургическое училище». Заведение занималось подготовкой военных врачей.

В учебную программу входили: фармакология, анатомия, хирургия, латынь. Теория сопровождалась практикой в военных госпиталях.

За время своего существования училище выпустило более 800 врачей, многие из которых позже стали знаменитыми деятелями медицинских наук.

В 1733 году открылась «Медико-хирургическая школа» при Петербургском сухопутном госпитале. В отличие от Московского училища, она была слабо укомплектована преподавателями и учебным материалом, однако это не мешало преподавателям готовить лекарей и аптекарей среднего уровня.

К середине XVIII века, благодаря реформам Петра 1, состав высококвалифицированных учителей сформировался полностью, и заведение стало занимать ведущее место среди медицинских школ в стране.

За 65 лет работы школа выпустила около 500 врачей и в 1789 году была закрыта в связи с образованием медицинских академий.

Морская академия

Становление и развитие российского флота началось в 1715 году со строительства Морской академии в Санкт-Петербурге. Она готовила специалистов в области навигации, кораблестроения, артиллерии.

С 1718 года академия стала выпускать первых в стране геодезистов, картографов, топографов. Учебное заведение функционировало на базе строгой дисциплины, студенты носили военную форму, владели оружием, не имели права жениться ранее 25 лет.

С момента основания академия позиционировалось как учебное заведение для привилегированных слоев общества. Но дворянские дети не проявляли особого интереса к военным наукам, шли в академию с неохотой, часто отчислялись за пропуски.

[attention type=yellow]

В связи с этим, состав учеников стал разнообразным: на службу стали принимать детей из менее обеспеченных семей, встречались даже особо одаренные крестьяне.

[/attention]

В отличие от навигационной школы, обучение в академии было расширено:

  • Начальный этап – обучение грамоте и счету.
  • Второй этап – морское дело (студенты принимали участие в морских походах, географических экспедициях).
  • Третий этап – политика, гражданские законы, иностранные языки (английский, немецкий, французский, датский, шведский, латинский, итальянский), архитектура.

Академия подготовила много специалистов в области флота и артиллерии, а наиболее успешных воспитанников переводили на должность учителей в гарнизонные и адмиралтейские школы. Постепенно отечественные преподаватели вытеснили иностранцев.

Проблема профессиональной переподготовки коснулась всех сфер деятельности. По стране открывались горнозаводские школы для бедных и дворянских семей, школы для подготовки канцелярских и государственных служащих, кадетские корпуса, иностранные пансионаты, проведена реформа духовного обучения.

Самая главная реформа 1724 года вывела российскую науку и педагогику на высший уровень: 28 января в Санкт-Петербурге открылась Академия наук действующая и в настоящее время.

Источник: http://rrepetitor.ru/empire/sistema-obrazovaniya-pri-petre-pervom/

Образование при Петре 1

Госпитальная школа при петре 1

Мудрец избегает всякой крайности.

Лао Цзы

Образование при Петре 1 в России очень важная тема, поскольку сегодня часто приходиться слышать, что Петр Первый поднял образование, заставил народ учиться, основал новые школы, создал Академию наук.

Проблема здесь том, что образование, как и большинство петровских реформ, имело парадоксальный характер – на первый взгляд все отлично функционирует, но если разбираться глубже – видны серьезные проблемы.

Изменение системы образования петровской эпохи и главные научные успехи при Петре 1 включает в себя следующие главные направления:

  • Массовое создание школ различной направленности
  • Введение гражданской азбуки в 1708 году
  • Издание первой печатной газеты «Ведомости» с 1703 года
  • Открытие в Петербурге Общественной библиотеки в 1714 году
  • В 1714 году начала работу Кунсткамера, а также военно-морской и артиллерийский музей
  • Создание академии наук в 1724 году

Реформа образования была для Петра 1 не менее важной чем военная, государственная или экономическая реформа из-за того, что страна нуждалась в квалифицированных кадрах. Из-за недостаточного уровня развития образования в стране для работы на важных государственных должностях приглашались иностранцы.

России требовались опытные и квалифицированные строители, военные, артиллеристы, моряки, инженеры и представители других специальностей. Введением реформы образования Петр 1 пытался создать собственную кузницу кадров.

В этом и кроется главная причина усиления внимания Петра к развитию научных знаний в России.

Как представляется образование в петровскую эпоху

Реформы Петра 1 в области образования привели к тому, что в россии появилась целая сеть школ и учебных заведений. В 1701 году начала функционировать Навигационная школа, в которой учили математике (цифрам, как тогда говорили) и навигации.

Обучение велось в 3 класса: 1,2 классы – учили математику, а 3 класс – навигацию. Позднее в 1715 году старший класс был переведен на обучение в Петербург в Морскую академию.

На базе Навигационной школы в дальнейшем создавались другие школы: артиллерийская, инженерная, адмиралтейская.

Навигационная школа располагалась в Сухаревской башне. Там была создана и школа и обсерватория. Школой руководили крупные ученые из России и из других стран. В 1703 году в Навигационной школе училось 300 человек, в 1711 – уже 500 человек.

Проблемы образования при Петре 1

Внешне складывается впечатление, что все делалось правильно. Но есть 2 очень важных нюанса, о которых почему-то забывают сказать современные учителя истории:

  1. Обучение в школах было службой в прямом смысле этого слова. Например, учащиеся жили в казарме. Более показательный пример – в классе сидел солдат с палкой, который мог по своему усмотрению бить детей. Так «вбивались» науки.
  2. Деятельность школ не была подкреплена финансами. Например, известный факт – в 1711 году учащиеся Навигационной школы бежали практически в полном составе. Бежали, чтобы не умереть с голоду. Часть детей потом вернули к учебе, а часть уже никогда не нашли. Другой пример – в 1724 году Петр 1 устроил ревизию Морской академии. Выяснилось, что 85 человек 5 месяцев не посещают занятия, «не имея одежды».

Обучение в школах велось для детей 10-15 лет. Всего для обучения было 3 класса, но очень часто каждом классе сидели по несколько лет, поэтому реально обучение затягивалось в среднем на 6-8 лет.

Это важно понимать и с точки зрения того, что реформа образования Петра Первого была направлена на детей.

Я уже отмечал выше, что учеба была службой, следовательно к обучаемым применялись и наказания: побег со учебы – казнь, просьба об освобождении от учебы – ссылка.

Образование при Петре 1 имело несколько важных дат, и многие говорят о событиях 20-28 февраля 1714 как о чем-то крайне важном в плане развития образования в России 18 века. В это время был издан указ, который окончательно заставил всех дворян учиться геометрии и цифири (математике).

До тех пор пока дворянин не оканчивал школу ему было запрещено жениться (страшная вещь для дворянства с учетом важности продолжения рода). Для этих целей Петр 1 велел назначить в каждую губернию по 2 учителя. 2 учителя на губернию это равносильно, что сегодня назначить 10 учителей на Москву – абсурд.

Но главное не это, а другое. Учить было не кого…

К 1723 году было создано 42 цифирные школы. Только в Ярославле набралось 26 учеников и проходило обучение. В остальных 41 школах учеников не было, и учителя слонялись без дела.

Создание академии наук

Академии наук – это место, где собирается группа ученых и ведет научную деятельность. Такие академии создавались в Англии, Франции, Германии и других государствах. То есть, сама идея была вполне в духе Петра – скопировать европейское. Но как всегда его реформы перекручивались так, что работали они с большой натяжкой.

28 января 1724 года Петром издается Указ о создании Ведомства Академии. Сама же академия начала работать в декабре 1725 года, а ее первым руководителем стал врач Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост. Но важнее то, что над Академией создавалось Ведомство. Другими словами – чиновники контролировали ее деятельность.

В других же странах академии получали самостоятельность. В этом было отличие.

Для Академии были введены правила, что чиновниками академии могли быть только люди, получившие ученую степень. Проблема была в том, что в Российской Империи эту степень было получить невозможно. Не было системы и организации, способной подготовить нужного специалиста.

[attention type=red]

Тот же Ломоносов ехал учиться в Германию, так как в России получить ученую степень было нельзя. Поэтому ученых стали выписывать с западной Европы. Приезжали люди самые разные, в том числе и одаренные. Но эти люди приезжали получать деньги просто за то, что они здесь находятся. Практической деятельности от них никто не требовал.

[/attention]

Теоретически предполагалось, что приезжие будут готовить новые кадры на месте, но этого не делалось.

Источник: https://istoriarusi.ru/car/obrazovanie-pri-petre-1.html

Будь здоров
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: