Гратификация в психологии это

Идентификация в психологии: механизм, способы, развитие

Гратификация в психологии это

Идентификация в психологии — механизм восприятия чувств, эмоций, мнений, убеждений, знаний, мировоззрений от авторитетов, кумиров. Наиболее активно она проявляется в детстве. С этапами становления личности он замедляется. Понятие имеет множество трактовок, обозначений, особенностей, которые были отмечены за время изучения данного термина, его развития.

Понятие и суть

Идентификация — отождествление одного человека с другим или несколькими особями из одной социальной группы. Один индивид уподобляется другому, перенимает некоторые его привычки, особенности поведения, мировоззрение, убеждения.

История открытия и изучения

Термин «идентификация» имеет разные трактовки, особенности. По учениям Зигмунда Фрейда, это:

  1. Защитная реакция при страхе перед наказанием за агрессивные или сексуальные влечения.
  2. Бессознательная идентичность одного субъекта с другим, мотив которой отражается в страхе потерять любовь.

В психоанализе идентификация имеет эмоциональный характер. Она является единственным механизмом, с помощью которого формируется личность. На бессознательном уровне воспроизводится родительский прототип.

С точки зрения бихевиористов идентификация связана с понятием:

  • теории ролей;
  • формирования, подкрепления вторичных потребностей;
  • когнитивизма.

Идентификация проявляется на сознательном и бессознательном уровне.

Механизм развития

Идентификация — единственный механизм формирования личности. Его называют способом отождествления объектов. С его помощью человек присваивает разные мотивы, отношения, чувства, присущие другим. Объектом для подражания могут быть только кумиры.

С помощью данного механизма один индивид перевоплощается в другого. При взрослении развивается ответвление от этого механизма. Происходит личностная идентификация.

Структура и функции

Структура:

  1. Возникновение эмоциональной связи с объектом, который вызывает симпатию, уважение. Происходит примерка его ощущений.
  2. Восприятие человека как самого себя. Происходит перенос личного Я в чужое. Происходит запоминание манеры общения, особенностей поведения, принятие духовных ценностей, убеждений, интересов, жизненных ориентиров.
  3. Постановка собственного Я на место другого человека. Происходит проективная идентификация, при которой другому индивиду придаются личные черты характера, чувства, желания.

Функции:

  1. Защита. Человек составляет представление о ком-то другом, как о самом себе. Например, отец всегда хотел стать музыкантом, но работает на заводе. Личный жизненный опыт он совместит со знаниями, чтобы поставить сына на тот жизненный путь, который хотел пройти сам.
  2. Адаптация. Чтобы стать похожим на другого, индивид перенимает его черты. У человека может появиться желание заимствовать разные черты у группы людей. Данная функция работает с рождения. Постепенно личность впитывает разные черты характера, убеждения, взгляды и ценности, обрабатывает их, выделят личные качества, находит свое место в обществе.

Виды

Среди всех видов идентификации можно выделить первичную и вторичную. Первая относится к взаимодействиям ребенка с матерью, с родителем того же пола, что и он сам. Второй подразумевает связь ребенка с окружающими, который находятся рядом с ним. Существуют и другие виды идентификации.

Ситуативная

Проявляется у взрослых при проведении совещаний, знакомстве с новыми людьми и детей во время игр со сверстниками. Индивид хочет временно стать похожим на человека, который важен для него в конкретной ситуации.

Групповая

Устойчивый тип идентификации. Индивид придерживается ценностей, взглядов, убеждений определенной группы людей. Он продолжает их придерживаться и находясь далеко от группы.

Иногда групповая идентичность проявляется ситуативно, поверхностно. Индивид не желает принимать интересы, убеждения группы, считает свои собственные суждения преобладающими.

При выходе за границы группы, его поведение резко изменяется.

Культурная

Отождествление человека с культурой общества. Для индивида важно найти баланс между своим внутренним и внешним миром. Человек должен осознать собственный потенциал в рамках окружающего мира, действующих законах общества. Он должен принять ценности, нормы окружающего мира.

Социальная

Восприятие индивида себя как важного элемента общества. Он думает, что является неким социальным агентом, ощущает собственную принадлежность к какой-либо социальной группе, чувствует свою важность там, может говорить от лица участников сообщества.

Личностная

Отождествление индивида самому себе. Он старается сохранить личную уникальность, чтобы выделяться из толпы. Идентификация характеризуется единством взглядом, интересов, убеждений, целей и т. д. Человек может принадлежать к любой социальной группе, но набор личных качеств остается неизменным.

Коллективисткая

Формируется во время работы в коллективе. При совместном выполнении обязанностей проблемы, переживания, эмоции одного человека передаются его коллегам. Постепенно они становятся общим мотивом. Данный тип идентификации проявляется в сочувствии, соучастии. Участники одного коллектива стремятся разделить неудачи и успехи других членов рабочей группы.

Половая

Проявляется в раннем возрасте. Ребенок начинает осознавать, что он относится к определенному полу. Пик проявления интереса к собственному телу наблюдается в возрасте 2–3 лет.

Гендерная

Осознание гендерной принадлежности. Часто случаются ситуации, когда гендер не совпадает с полом. С помощью такой идентичности индивид может ответить себе, кем он себя ощущает — мужчиной или женщиной.

Стадии

Этапы отождествления со стороны криминалистики:

  1. Подготовка. Эксперты должны изучить имеющиеся данные о конкретном человеке, оценить информацию, отсеять бесполезные, лживые сведения. Если информации достаточно, составляется план проведения исследований, подготавливаются технические средства.
  2. Аналитика. Специалист начинает изучение свойств, признаков объектов и субъектов, которые замешаны в деле.
  3. Эксперимент. Он нужен, чтобы получить образцы изучаемых субъектов.
  4. Сравнение. Этап отождествления объектов.

Последняя стадия — обобщение полученной информации, ее анализ, составление выводов, фиксация результатов. Итоги экспертизы фиксируются в специальных актах.

Методы

Чтобы определить соответствие личности по определенным признакам (частным, общим), криминалисты применяют разные методики, которые можно разделить на динамические и статические. Последние объединяют физиологические и биологические особенности определенного человека:

  • рисунок радужки, сетчатки;
  • пропорции лица, его черты, форма;
  • отпечатки пальцев, ладони;
  • личная подпись, почерк;
  • пропорции тела;
  • размеры ног, рук.

Эффективный метод идентификации личности — дактилоскопия. Следующая после нее — сравнение по признакам внешности:

  • характеристикам плеч;
  • особенностям конечностей, спины и морщин;
  • форме ушной раковины;
  • специфики груди;
  • росту;
  • количеству зубов;
  • общему типу телосложения.

Динамические методики включают изучение проявлений личности, связанных с поведением:

  • мимики, речи;
  • осанки, голоса;
  • походки, позы;
  • жестов.

Для быстрого получения результата методики комбинируются.

Механизм идентификации свойствен незрелой личности. Запускается он с раннего детства. С его помощью ребенок осознает свой пол, выбирает гендер, задает первых кумиров, у которых будет перенимать основные черты характера. С возрастом формируется личное Я и процесс идентификации останавливается.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/identifikatsiya.html

Харибда и Сцилла: аддикция и фрустрация

Гратификация в психологии это

Чтобы избавить жизнь от страданий, необходимо лекарство.

Но яд от лекарства отличает лишь доза. Это известная мысль Теофраста Парацельса.

Парацельс, который был одновременно и великим медиком, и ученым, и алхимиком, писал: «Во всем есть яд, ничто не существует без яда. Это зависит только от дозы — является ли вещество ядом или нет. Я отделяю то, что является эффективным в качестве эликсира, и предписываю его в правильной дозе. В данном случае рецепт выполнен правильно. То, что служит на пользу человеку, не является ядом».

О том, какая доза является правильной, Парацельс писал так: «К тому, что вы называете дозировкой, должна применяться тайна огня.

Как можно взвесить количество огня, которое необходимо, чтобы уничтожить кучу дров или дом? Это нельзя взвесить! Однако вы знаете, что достаточно маленькой искры, чтобы поджечь лес, маленькой искорки, которая совсем ничего не весит.

Точно так же, как искра действует на дрова и становится большой или маленькой в зависимости от количества дров, точно так же вы должны поступать с лекарственными средствами. Но кто мог бы указать точный вес для этого? Никто!»

В этих словах Парацельса – ключ к пониманию психологических процессов.

Насколько большое разгорится пламя, зависит не cтолько от величины искры, сколько от количества дров, от того, насколько они хорошо просушены, есть ли горючее, не идет ли дождь, нет ли ветра и каков он, ведь маленький ветер помогает пламени разгореться сильней, а большой ветер пламя тушит.

[attention type=yellow]

Каким будет следствие, зависит от всех обстоятельств, а не только от причины, взятой отдельно от всего остального, как сферический конь в вакууме. Самая крошечная искра обладает потенциалом устроить пожар, если для этого есть благоприятные условия, но и сотни коробков спичек не хватит для костра, если условия иные.

[/attention]

Тайна огня, о которой упоминал Парацельс, заключается еще и в том, что самое благоприятное для человека – огонь, то, без чего ни выживание его, ни эволюция были бы невозможны, является так же и самым опасным при неправильном с ним обращении.

Благодаря небесному огню, Солнцу, возникла жизнь, но та же огненная энергия, содержащаяся в атоме, способна эту жизнь уничтожить.

Таким образом, Парацельс хотел подчеркнуть, что ничто не является злом или добром, будучи взято безусловно и безотносительно, все является полезным и вредным лишь к контексте индивидуальных условий.

Хочу представить вам двух алхимических чудовищ, Харибду и Сциллу, знакомство с которыми способно пролить свет на большинство загадочных явлений человеческой психики.

Два этих страшных монстра при понимании их природы способны стать друзьями человека, помочь ему подключать и прокачивать ресурсы, интегрировать эго, трансформировать свой свинец в золото.

Однако, в случае, если человек не сумеет найти баланс в отношениях с ними, каждое из них может его погубить.

Прошу любить и жаловать: Харибда и Сцилла.

Первая управляет процессами слияния, вторая – разделения. Оба процесса очень важны для жизни, оба могут привести к смерти.

Харибда (аддикция)

В греческой мифологии, например, у Гомера, Харибда – это морское чудовище, от которого богиня Цирцея предостерегает Одиссея, более, чем от всех иных опасностей. Также Харибда упоминается разными авторами в описании путешествия Ясона и других аргонавтов.

Позднее Харибду некоторые стали считать дочерью Геи и Посейдона, но скорее она является титанидой.

Чаще всего Харибда изображалась в виде морского водоворота, поглощающей пучины.В психоалхимии Харибда как чудовище – олицетворение аддикции, то есть болезненной страсти, которая затягивает человека в мощное кольцо, лишая его сил к сопротивлению.

Очень важный символ для понимания аддиктивных тенденций – смоковница, которая, согласно Гомеру, пышно растет на скале, под которой обитает Харибда.

[attention type=red]

Смоковница, она же инжир и фиговое дерево, имеет богатый ассоциативный ряд в мифологии. Фига (кукиш) – символ половых органов, фиговым листом Адам и Ева прикрыли свою наготу после грехопадения, то есть плод с древа познания добра и зла, скорее всего, был именно инжиром, а не яблоком или гранатом.

[/attention]

Смоковница по некоторым источникам это — «перводерево», а в Новом завете это — дерево, проклятое Христом перед казнью. Так или иначе, во всех надежных источниках это — образ сексуальности, любви-страсти, чувственного удовольствия, иногда пьянства.

  Можно сказать, что Харибда как символ аддикции располагается рядом с символом кайфа, что совершенно логично.

Кроме того, смоковница называется «древом с грудями многими», что отражается в образе многогрудой Артемиды Эфесской.

Богиня Артемида, сестра-близнец Аполлона (Солнца), имеет две несовместимые ипостаси: девственница-охотница и покровительница брака и родов.

Сцилла (фрустрация)

Именно две ипостаси богини, в своем крайнем проявлении, отражены в символах Харибды и Сциллы. Чудовища – крайние точки полюсов, а божественное проявление качеств – в золотой середине.

Ближе к полюсу Харибды – многогрудая Артемида, символ слияния, соединения, синтеза.

Ближе к полюсу Сциллы – девственная, воинственная Артемида, символ сепарации, разделения, анализа.

Именно сбалансированное чередование слияния и сепарации дает в итоге интеграцию.
Крайняя степень слияния, не сбалансированного сепарацией, приводит поток энергии к аддикции, крайняя степень сепарации, не сбалансированной слиянием, приводит поток к фрустрации.

В психоалхимии Сцилла означает противоположное аддикции явление – фрустрацию.
Фрустрация – это сложное понятие, которое в психологии противопоставляется гратификации, то есть вознаграждению.

Отсутствие вознаграждения – это фрустрация. Когда затраченные усилия не приводят к желаемой награде, человек испытывает разочарование. Но само чувство разочарования может не вести к фрустрации.

Фрустрация влечения – это именно отказ от последующих действий в этом направлении.

Зигмунд Фрейд считал, что именно фрустрация (хотя он рассматривал лишь один из видов фрустрации Versagung — запрет) лежит в основе агрессии, другой известный исследователь фрустрации СаулРозенцвейг делил фрустрацию на множество видов.

[attention type=green]

Однако, энергетически все описания фрустрации, как бы они ни были противоречивы, сводятся к одному: поток энергии, который человек направляет к какой-то цели, натыкаясь на преграду, резко или постепенно блокируется. Именно это важно для понимания психоалхимического процесса.

[/attention]

Будет человек испытывать сожаление, унижение или гнев, или вытеснит негативные эмоции как Лиса в басне и решит, что недоступный ей виноград просто зелен, или даже вытеснит само воспоминание о потребности, будет зависеть от психики человека и от тех защитных механизмов, которые находятся в ее распоряжении.

Несомненным остается лишь одно: в результате фрустрации потребность прекращает восприниматься как актуальная, что с точки зрения теории ресурсов означает отказ от подключения к данному ресурсу.

Таким образом, если аддикция (Харибда) – это влечение, которое достигло неконтролируемой и поглощающей силы, то фрустрация (Сцилла) – это блокировка влечения: страх или отвращение.

В начальном, относительно безопасном проявлении аддиктивность выражается как страсть, а фрустрированность – как безразличие. Однако, достигая своего максимума, то и другое превращаются в опасных чудовищ.

Аддикция поглощает личность, а фрустрация во всех сферах приводит к невозможности получить энергию, как следствие к депрессии и суицидальным попыткам.

Согласно мифу о происхождении Сциллы, она была нимфой, отвергавшей всех женихов, в которую влюбился царь Главк.

Спасаясь от преследований Главка Сцилла превратилась в чудовище с помощью богини Цирцеи, которая то ли пожалела нимфу, то ли приревновала к ней Главка, по-разному в разных источниках.

Теперь Сцилла обитает в темной пещере в голой скале, по Гомеру у нее двенадцать хилых ног, шесть тонких шей и шесть собачьих голов с зубами в три ряда, постоянно лающих «как молодые щенки».

Интересно, что Овидий описывает Сциллу иначе, у него это наполовину женщина, наполовину рыба (рыбий хвост вместо нижней части тела символизирует блокировку чувственности, фригидность, холодность) опоясанная лающими собачьими головами.

[attention type=yellow]

Этим образ Сциллы идентичен изображениям Артемиды-охотницы, которая появлялась в окружении своры собак, буквально была опоясана собачьими головами. Эта ипостась Артемида оставалась девственной, как и Сцилла, выбравшая стать чудовищем, нежели вступить в брак.

[/attention]

«Тайна огня»

Основной алхимический принцип обращения с Харибдой и Сциллой, звучит на латыни как «Incidis in Scyllam cupiens vitare Charybdin», то есть «натыкаешься на Сциллу, желая избежать Харибды».

Это значит, что человек, пытаясь контролировать свои страсти, лишается энергии и впадает в апатию, низкоэнергетическое состояние, депрессию.

Однако, это не значит, что страсти нужно довериться, в этом случае есть опасность сгинуть в ее водовороте.

Кажется, что принцип баланса – найти ту меру взаимодействия Сциллы и Харибды, то идеальное расстояние между одной и второй скалой, где энергии было бы достаточно много, но она подчинялась бы разуму. Над поиском такой меры люди бьются всю свою жизнь, иногда теряя силы и уступая одному или другому монстру. Они ищут ту самую дозу каждого яда, о которой говорил Парацельс.

Но вспомним его «тайну огня».

Сила пожара зависит не от веса искры огня, а от количества дров и от того, как эти дрова просушены. Реакция системы зависит не столько от того, что мы вносим в нее, сколько от самой системы.

От личности зависит, будут ли Харибда и Сцилла страшными монстрами или это будут две сестры — богиня плодородия, помогающая человеку растить сладкие плоды, и богиня охоты, увлекающая его в погоню за дичью. Пока алчущая пасть Харибды и собачьи головы Сциллы делят между собой тушку слабого и инфантильного человека, сильная и взрослая личность общается не с враждебными чудовищами, а с дружелюбными богинями.

Как же получается такая разница?

Эту разницу много раз иносказательно описывали алхимики в своих трактатах о Делании и о Работе, а философ-суфий и замечательный психолог Георгий Гурджиев рассказал почти прямолинейно.

[attention type=red]

Инфантильного человека Гурджиев описывал как механическое существо, раздробленное на интеллект, эмоции, тело, не имеющее единого центра, не обладающее самосознанием. Он говорил, что такой человек ничего не «делает» с ним все «делается».

[/attention]

Ему только кажется, что он поступает сам, на самом деле с ним все происходит, он все время является лишь приложением чужих сил, средством, следствием внешних причин.

Центр активности находится не внутри такого человека, а снаружи. Сам он пассивен, даже если кажется активным (такую активность, вызванную извне, Виктор Франкл предложил называть реактивностью в отличие от проактивности — активности, вызываемой изнутри, самим человеком).

Собственная активность такому человеку лишь кажется и если он будет внимательно за собой наблюдать, он заметит, что постоянно подчиняется эмоциями и мыслям, которые вызываются извне.

  Только когда у такого человека разовьется центр самосознания, он начнет постепенно делать что-то сам, а не подчиняться влиянию других сил и чужих действий.

Этимология слова «пассивный» проливает свет на тайну Харибды. Родственным этому слову на латыни является слово «страсть» (пассия) и слово «страдания». Пассивный — значит страдательный, подчиняющийся страсти, не обладающий собственной волей.

Харибда легко поглощает страстных, пассивных, не имеющих собственной воли людей.

Если же такой человек решит убежать от Харибды, он окажется в пасти у Сциллы, поскольку лишится энергии, его страсть иссякнет вместе с жизненной силой, ведь он существует только за счет внешнего потока, которым не может управлять.

В мифе Одиссей плывет по течению, то есть пассивно подчиняется внешнему потоку. Он не имеет своих опор под ногами в виде земли, его несет вода, и лишь милость и симпатия богинь помогает ему кое-как уходить от неприятностей.

Образ Одиссея символизирует  формирующуюся личность, которая не обрела еще собственной устойчивости.

«Одиссея» — это описание инициации, путь, который проходит обычный смертный (механический человек) до героя-полубога (делателя, интегрированной личности).

Если непробужденная личность пассивно следует страсти, поток увлекает ее в пасть Харибды. Если такая личность сопротивляется страсти, она оказывается в холодной пещере Сциллы. Пока личность плывет в чужом потоке, не имея почвы под ногами, она будет разрываться между двумя монстрами.

Но умозрительно самосознание не развивается.  Только в процессе деятельности.

[attention type=green]

Если личность решит создать свой собственный остров-Я в этом океане, она должна будет собрать его из круга ресурсов и каждый сантиметр собственной «земли» прокачать и слепить по крупицам самостоятельно.

[/attention]

Когда она обретет личную территорию и построит на ней свой собственный град, она может возвести там храм для богини плодородия и охоты. В этом случае и Сцилла, и Харибда станут ей верными помощницами.

© Марина Комиссарова

Источник: http://psychoalchemy.ru/scylla-i-charibda/

Идентификация в психологии: понятие, признаки, характеристика

Гратификация в психологии это

Отождествлять себя с кем-то лет в 10 – абсолютно нормально. Но человек растет, происходит становление личности, формируется свой характер. И необходимость в идентификации с иным индивидом отпадает.

А если этого не происходит? Если отождествление продолжается у взрослого? Давайте рассмотрим эту тему. И начнем с выяснения того, что значит идентификация в психологии.

Понятие

Идентификация – это отождествление себя с другим человеком, членами какой-либо группы, персонажем фильма или книги. Иными словами, понятие идентификации в психологии можно рассмотреть как уподобление себя кому-то.

Идентификацию подразделяют на два вида: первичную и вторичную. К первичной можно отнести становление личности ребенка, проходящего через процесс отождествления. Сначала младенец идентифицирует себя с родителями.

Вторичная идентификация – это отождествление себя с теми людьми, которые не являются родителями.

Виды отождествления

В психологии идентификация личности бывает следующих видов:

  1. Ситуативная. Проявляется с детства. Это отождествление себя с родителями, братьями и сестрами. В общем, с членами семьи, которых любит ребенок и стремится походить на них.

  2. Групповая. Уподобление общности в группе. Проявляется в том, что человек признает устои и ценности группы как свои собственные. Понимает себя и принимает как участника данной группы.

  3. Социальная идентификация. В этом случае человек отождествляет себя как агента социального круга.

  4. Личностная. Это комплекс характерных черт, присущих конкретному человеку, которые позволяют ему быть отличительным от других и стать подобным себе. Личностная идентификация в психологии понимает под собой постоянство и единство.

    Речь идет о жизненных установках, целях, мотивах личности.

    Таким образом, личностная идентификация – это не какая-либо черта характера, а вся сущность человека, его “самость”, проявляемая в действиях и поступках, в реакциях на эти поступки.

Существует еще политическая идентификация, но она входит в раздел личностной. Это конкретная жизненная позиция личности и отождествление себя с этой позицией.

Дадим определение. Механизмы

Таково определение: идентификация в психологии – это потребность человека устанавливать совпадения и схожести с объектом своего почитания. Отметим, что это внутренняя бессознательная потребность.

Мы говорим об отождествлении. Что стоит за этим? Каков механизм идентификации в психологии?

Об этом еще говорил З. Фрейд. Он стал первым, кто разработал этот механизм. Согласно Фрейду, человек, который воспринимает мир как систему загадок и таинственных вещей, не в силах самостоятельно осознавать истинное назначение окружающего мира и смысл бытия. Такому человеку нужна система ориентиров, чтобы получить возможность сопоставить себя с конкретным объектом.

На основании этого Фрейд рассматривал механизм идентификации как попытку слабого человека сопоставить себя с теми личностями, которые являются для него авторитетами. Слабый человек боится реальности. А подобный механизм позволяет ему уменьшить страх перед ней.

Идентичность

Идентичность и идентификация в психологии – это одно и то же? Нет, в первом случае – это собственные устои и ценности человека, его взгляды на жизнь. Во втором – отождествление себя с другими людьми или группой.

Когда человек знает, кем он хочет стать и приходит к этому, он достигает и идентичности, и идентификации.

Составляющие идентификации

Когда человек отождествляет себя с кем-то, он примеряет на себя параметры той личности. Ориентируясь на них, бессознательно пытается превратиться в объект подражания, смотреть на мир его глазами. Психологи выделяют следующие составляющие идентификации в психологии:

  1. Перенос в свой внутренний мир ощущений объекта подражания, принятие его жизненных установок и ценностей.

  2. Проецирование той личности на себя. Человек начинает продолжать объект подражания собой, то есть отождествлять себя ему. Это способствует переносу на ту личность в себе собственного характера, эмоциональной составляющей, желаний и т. д.

  3. Попытка “прожить жизнь” объекта отождествления. То есть принятие и усвоение его поведенческого характера.

Общение

Существует два механизма, по которым человек развивается в психологии общения: идентификация и обособление. Человеку свойственно ощущать связь времен.

Идентификация со своим родом, с членами своей семьи способствует этому. Что касается обособления, то нормальная личность растет и развивается. Она не может не понимать своей уникальности.

Осознавать собственное, уникальное “я” и позволяет обособление.

Идентификация в психологии

Это процесс, в котором человек полностью отторгает себя. Он проецирует объект отождествления на свою сущность, пытается стать тем, кем никогда не был. То есть, уходя от себя, такой индивид примеряет чужую роль и пытается ее играть – если говорить простыми словами.

Для развития и формирования личности – это нормальный процесс, проявляемый еще в детстве.

Какой пример идентификации в психологии можно привести? Отождествление ребенка с отцом. Сын или дочь пытаются усвоить способ мышления любимого родителя, его действия.

Чем отличается идентификация от имитации? Ведь часто эти понятия путают. Их основное различие в том, что имитация – осознанное подражание кому-либо. А идентификация происходит на бессознательном уровне.

Пока человек проходит свой индивидуальный путь, она действует. Но иногда индивид никак не может найти себя.

И тогда идентификация превращается в барьер, тормозящий развитие человека, приобретает характер патологии.

Идентификация психологических функций

Она приводит к созданию вторичного характера. То есть индивид переводит свою истинную индивидуальность в бессознательное состояние тем, что очень сильно отождествляет себя с самой развитой функцией.

В психологии проблема гендерной идентификации относится как раз к такому типу. Что она из себя представляет? Один из аспектов половой принадлежности. определяется как самоидентификация персоны с определенным гендером. То есть это ощущение себя женщиной, мужчиной или промежуточное состояние. Такое существует, как бы это странно ни звучало.

Гендерное отождествление, как правило, соответствует биологическому полу. Но это бывает не всегда.

https://www.youtube.com/watch?v=RXhvDYJDMvk

Половая идентификация. Личность относит себя к одному из полов, а значит, ориентир ее – соответственные данному полу требования.

Защитный механизм

Идентификация в психологии может представлять собой защитный механизм. Это представление о ком-то как о самом себе. Самый яркий пример подобного механизма – отождествление родителями себя с собственными детьми.

Родитель проецирует на ребенке собственные желания и потребности, а затем предписывает себе его достижения. Например, мама всю жизнь мечтала быть пианисткой. Но стала бухгалтером. Она создает такие предшествующие факторы в окружающей среде, чтобы ее дочь пошла по этому пути. Против воли ребенка.

А когда та добивается успеха, мама гордится собой так, если бы это она состоялась как пианист.

Адаптивный процесс

Рассмотрим отождествление как адаптивный процесс. В чем он состоит? В попытках стать похожим на определенного человека, перенять его черты. Вместо индивида может быть группа людей. Это начинается с детства, поэтому изначально идентификация достаточно примитивна.

Со временем идет сильнейшая эмоциональная привязанность к выбранному объекту, или к группе людей, Человек ощущает себя единым с ними и “вбирает” не только черты характера и его особенности, но и ценности, установки и образцы поведения группы или объекта поклонения.

Адаптивная идентификация может меняться со временем. Например, если в школьные годы ее объектом был местный хулиган и это придавало определенный социальный статус, то вряд ли взрослый человек захочет иметь статус преступника.

Интересные факты об идентификации по Фрейду

З. Фрейд вывел два ключевых направления идентификации в психологии: эротическая и миметическая. Первая относится к тем людям, которые выступают объектом вожделения. Вторая – это те люди, на которых равняется индивид. Иными словами – те, на которых хотят быть похожими.

Именно миметическая идентификация служит “ниточкой”. С ее помощью можно управлять не только одним человеком, но и толпой. Группа людей отказывается от собственных идеалов и переводит внимание на одного общего лидера. Другое дело, что нужно хорошо постараться, чтобы завоевать авторитет среди толпы.

Резюмируем

Что запомнить из статьи?

  1. Идентификация в психологии – это отождествление себя с каким-то человеком, группой людей или образом.

  2. Бывает первичной и вторичной. Первичная свойственна для ребенка, вторичная – для взрослого человека.

  3. Механизм идентификации, по Фрейду, в том, что слабый человек не может опираться на себя. Ему нужен авторитет, с которым он станет отождествлять свою сущность.

  4. Идентификацию можно рассматривать как защитный механизм и как адаптивный процесс.

  5. Защитный механизм – это перенос своих желаний на иной объект, при этом достижения этого объекта расцениваются как собственные. Свойственно родителям по отношению к детям.

  6. Адаптивный процесс – попытка стать похожим на отдельного человека, или на группу людей, перенять его/их ценности.

  7. По Фрейду идентификацию разделяют на миметическую и эротическую.

Информация в заключение

Итак, мы рассмотрели понятие идентификации в психологии. Его не стоит путать с идентичностью.

Идентификация свойственна незрелой личности, ее процессы начинаются с детства. Как правило, взрослый человек, отвергающий свою сущность – это большой ребенок. Только слабые люди с неустойчивой психикой могут превращать свое “Я” в бессознательное состояние.

Исходя из всего вышеизложенного, вывод напрашивается следующий: все наши комплексы родом из детства.

Источник: https://FB.ru/article/387044/identifikatsiya-v-psihologii-ponyatie-priznaki-harakteristika

Будь здоров
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: