Грудничок замирает и смотрит в одну точку

Содержание
  1. Возможные причины закатывания глаз наверх у новорожденных: симптомы, опасно ли это
  2. Работа глаз и зрительных мышц новорожденного
  3. Причины, провоцирующие закатывание глаз
  4. Норма или патология
  5. Когда срочно необходима помощь врача
  6. Мнение доктора Комаровского
  7. Рекомендации по улучшению состояния
  8. Абсансная эпилепсия в детском и подростковом возрасте
  9. Определение
  10. Эпилепсия у детей
  11. Эпилепсия у подростков
  12. Абсансы у взрослых
  13. Причины абсансной эпилепсии
  14. Диагностика и лечение
  15. Меры профилактики
  16. Что делать, если ребенок уходит в себя и перестает вас слышать?
  17. Что происходит?
  18. Неожиданное наблюдение. Звуки космоса
  19. Системный взгляд на происходящее
  20. Рекомендации родителям по воспитанию «звуковых» детей
  21. Откуда эта информация?
  22. Психолог — о причинах «зависаний» у детей
  23. «Зависание» — это особенность детской психики
  24. Расслабляться не стоит
  25. Возраст «зависания»: что норма, а что нет
  26. У каждого свой путь
  27. Советы учителям

Возможные причины закатывания глаз наверх у новорожденных: симптомы, опасно ли это

Грудничок замирает и смотрит в одну точку

Иногда молодые родители могут заметить, как их ребенок закатывает глаза вверх так, что зрачок прячется под верхнее веко, а видно только белое глазное яблоко.

В большей части случаев именно такой симптом – норма для новорожденных детей.

Если он продолжается и после того, как малыш выйдет из неонатального периода, то это может быть признаком определенной патологии, и крохе нужна помощь специалистов.

Младенец смотрит

Работа глаз и зрительных мышц новорожденного

В возрасте с первых дней жизни и до одного-двух месяцев детки еще не в состоянии регулировать координацию ручек и ножек. Кроме того, у них недоразвиты практически все системы и органы, в том числе зрительные. В неонатальный период жизни мышцы, которые управляют глазами, работают несовершенно и очень часто неправильно координируют двигательную функцию глазных яблок.

У всех новорожденных детей, кроме слаборазвитых глазодвигательных мышц, еще довольно небольшой размер глазных яблок, не до конца сформированная клетчатка, не развито взаимодействие зрительных ядер в мозгу с оптическим нервом. Это легко можно отследить по определенным признакам: пребывающий в неонатальном периоде малыш еще не способен сфокусировать свой взгляд на каких-либо отдельно взятых предметах.

Родители могут заметить, что их дите за несколько минут (или даже секунд) перед тем, как уснуть, закатывает глазки. Когда кроха пребывает на грани между сном и периодом бодрствования, глазные мышцы у младенца расслабляются. Именно в этот момент зрачок заходит под верхнее веко.

[attention type=yellow]

Иногда малыш закатывает глазки или начинает их немного косить во время активного сосания. Это происходит, потому что еще очень слабенький организм крохи направляет все силы на процесс добывания еды, мышцами глаз управлять еще не в состоянии.

[/attention]

В конце 1-го или начале 2-го месяца жизни карапуз начинает постепенно фокусировать свой взор на определенных вещах и предметах. Он уже узнает лицо мамы, папы и всех родных, проживающих рядом с ним в одной квартире.

Важно! Родителям стоит внимательно следить за своим ребенком, если в один месяц он все также закатывает зрачки, следует в срочном порядке обратиться за консультацией к доктору. Возможно, придется пройти через ряд исследований для выявления патологии.

Новорожденный ребенок

Причины, провоцирующие закатывание глаз

Если ребенок закатывает вверх глаза, почему это происходит, волнует многих родителей. Из-за слабости глазные мышцы не могут управлять тем, чтобы глазное яблоко все время находилось в нормальном положении. Также у малыша слаборазвиты нервные центры, которые отвечают за двигательные функции мышц. Это может наблюдаться до 1,5-2 месяцев.

Почему новорожденный закатывает глаза при засыпании или во сне

Если дите закатывает глазки, но другой необычной симптоматики у него нет, то такое состояние можно считать нормальным, оно соответствует обычному уровню развития ЦНС ребенка, который только недавно появился на свет.

Если нестандартное положение белков глаз у грудного малыша появляется не только во время засыпания, или крохе уже больше трех месяцев, следует за ним понаблюдать – возможно, проявятся и другие опасные для здоровья симптомы.

Важно! Опасно, когда во время закатывания глаз глазные яблоки малыша двигаются в неопределенном направлении, а также появляется нервный тик, возникают судороги, и нарушается ритм дыхания. Он перестает двигаться, гулить, ни на что не реагирует.

Закатывание глаз у ребенка причины патологического характера:

  • Воспаление или травма мозга;
  • Отравление лекарственными средствами;
  • Влияние токсических веществ на организм;
  • Поражение нервной системы бактериями или вирусами;
  • Генетическая мутация;
  • Судорожный синдром;
  • Приступы эпилепсии;
  • Синдром гидроцефалии;
  • Повышенное внутричерепное давление;
  • Нарушения психического характера.

Кроме вышеописанных причин, закатывание глаз часто бывает спровоцировано заболеваниями мамы во время беременности, стремительными родами, преждевременным началом родового процесса или рождением ребенка позже назначенного срока.

Обратите внимание! Если младенец закатывает глазки только в момент засыпания, а в остальное время его зрачки находятся в нормальном положении, паниковать не стоит. К доктору нужно обращаться, если были замечены и другие опасные симптомы.

Малыш лежит в пеленке

Норма или патология

Новорожденные детки еще не в состоянии управлять теми мышцами, которые отвечают за движение глазных яблок. Поэтому закатывание глаз у младенца можно будет наблюдать до того момента, когда ему исполнится один месяц.

Кроме того, навыки фокусирования на одном предмете у малыша развиваются постепенно – до двух или трех месяцев он не способен нормально фокусировать свой взгляд.

У большинства здоровых малышей закатывание и неконтролируемое движение глаз проходят до конца неонатального периода.

Почему ребенок чешет глаза и нос руками, возможные причины

Родителям следует знать, что для ребенка от рождения и до одного месяца естественны такие ситуации:

  • Закатывание зрачков во время сосания;
  • Неспособность сфокусировать взгляд на одном предмете или в одной точке;
  • Малыш закатывает глаза, когда его организм находится на грани бодрствования и сна.

О патологическом состоянии можно судить, если:

  • Ребенку три или более месяцев;
  • Во время закатывания глазных яблок младенец сильно плачет на протяжении длительного времени;
  • Если у крохи наблюдается закатывание зрачков вниз, это может быть первым признаком эпилепсии (обычно это заболевание проявляется ближе к году);
  • На протяжении всего дня закатывания глаз наблюдаются очень часто (помимо периода отхода ко сну).

Обратите внимание! Закатывание глаз у новорожденных деток – норма. Оно не сигнализирует о наличии проблем со здоровьем, но только, если нет других тревожных симптомов.

Очень маленький ребенок

Когда срочно необходима помощь врача

Новорожденный не открывает глаза полностью, что делать родителям

Обязательно нужна помощь доктора, если, кроме закатывания зрачков,  имеются такие симптомы:

  • Нарушение сна, тревожное состояние;
  • Невозможность сконцентрировать взгляд на предмете;
  • Повышенная возбудимость;
  • Частое запрокидывание головы назад;
  • Задержка умственного, физического или психического здоровья;
  • Начинает дергаться челюсть;
  • Признаки косоглазия;
  • Асимметричная форма головы;
  • Приступы рвоты и тошноты;
  • Нарушение координации;
  • Ребенок начинает сильно моргать и закатывать глаза наверх;
  • Внезапное повышение температуры тела;
  • Кроха начинает широко открывать, «таращить» глаза;
  • Малышу более трех месяцев, а закатывания продолжаются;
  • Закатывание зрачков происходит очень часто и не только перед засыпанием;
  • Глаза закатываются книзу;
  • Проявился продолжительный плач, ребенок начал очень плохо спать и часто просыпаться.

Важно! Родители должны постоянно наблюдать за ребенком и сосредотачивать свое внимание на том, как малыш засыпает, как он себя ведет в период бодрствования, когда чаще всего у него могут закатиться глазки, и нет ли сопутствующих симптомов.

Младенец лежит

Мнение доктора Комаровского

При наличии дополнительной симптоматики Комаровский советует провести следующие методы диагностики:

  • Консультацию офтальмолога;
  • Магнитно-резонансную томографию (МРТ);
  • Нейросонографию;
  • Компьютерную томографию;
  • Нейросонографию через родничок.

Известный педиатр также заявляет о том, что не всегда закатывание глаз сигнализирует о наличии заболеваний ЦНС или повышенном давлении внутри черепной коробки. У малышей возрастом до трех месяцев такое движение зрачка является нормой. Родителям переживать не за чем.

Также Комаровский советует обратить внимание на дополнительную симптоматику у грудничка:

  • Активное увеличение головы с одной стороны;
  • Частые приступы рвоты;
  • Несрастание швов на черепе;
  • Плохой аппетит;
  • Боязнь громких звуков и яркого света;
  • Выраженное беспокойство;
  • Дополнительные признаки менингеальной патологии.

Грудничок лежит и смотрит

Рекомендации по улучшению состояния

В случае, если родители заметили пониженный тонус мышц органов зрения у ребенка, то им следует:

  1. Ежедневно заниматься с малышом, зачем использовать для игр яркие предметы и развивающие игрушки. Они помогут правильному развитию зрения.
  2. Записаться с ребенком на уроки плавания, сеансы детских массажей и физиотерапевтических процедур.
  3. Покупать детские погремушки различных ярких цветов, они помогут развивать не только зрение, но и слух, а также будут способствовать лучшей концентрации внимания.

Дополнительная информация. При наличии нарушений неврологического характера у детей раннего возраста недопустимо самостоятельное применение ноотропов или витаминов для мозговой деятельности. Установить диагноз может врач-невролог, который назначит последующее  грамотное лечение и восстановление.

В большинстве случаев такое явление, как закатывание глаз вверх у ребенка, – это не патология или симптом какого-либо серьезного заболевания. Это абсолютно нормальное проявление для новорожденных, так как они пока еще не в состоянии контролировать свои глазодвигательные мышцы.

Источник: https://kpoxa.info/zdorovie-pitanie/rebenok-zakatyvaet-glaza-vverkh.html

Абсансная эпилепсия в детском и подростковом возрасте

Грудничок замирает и смотрит в одну точку

Для многих людей эпилепсия – заболевание, встречающееся чаще всего среди взрослых, характеризующееся типичными судорожными припадками.

Но это всего лишь заблуждение, ведь эпилепсия имеет множество форм и видов, один из которых встречается только среди детей и подростков. Этот вид – абсансная эпилепсия.

Она характеризуется нетипичными припадками без судорог, что часто затрудняет распознавание и выявление болезни.

Что же это за заболевание? Какие существуют виды абсансной эпилепсии? Каковы причины и лечение недуга?

Определение

Детская абсансная эпилепсия – особая форма эпилепсии, которая проявляется в виде кратковременных припадков под названием «абсансы».

Абсансы – бессудорожные припадки, во время которых человек будто бы «зависает», сознание на несколько секунд отключается, взгляд становится стеклянным, при этом сам факт припадка больной вспомнить не может.

После того, как приступ проходит, человек продолжает действия, которые совершал до его наступления, не замечая, что он выпал на некоторое время из реальности.

Родителями, родственниками, воспитателями и преподавателями такие приступы могут восприниматься, как особенность характера ребенка, они считают его немного рассеянным или задумчивым. Но на самом деле это главный признак наличия эпилепсии, сложного отклонения в работе нервной системы.

Выделяют два вида абсансной формы эпилепсии: детская и юношеская. Между собой они различаются временем проявления заболевания. Оба вида относятся к идиопатической эпилепсии, то есть к заболеваниям, которые возникают на фоне провоцирующих факторов и наследственной предрасположенности.

Эпилепсия у детей

Детская абсансная эпилепсия – форма эпилепсии, которая проявляется у ребенка в период от 2 до 8 лет. Чаще она возникает у девочек. Этот вид заболевания очень хорошо поддается лечению. Если болезнь обнаружили на первых этапах, то вполне реально добиться полного излечения либо длительного периода ремиссии.

Симптоматика данной болезни имеет несколько особенностей:

  • Приступы возникают внезапно, до момента начала заболевания ребенок может быть абсолютно здоровым. В редких случаях перед началом припадка малыш чувствует тошноту, усталость, головную боль, испытывает страх или тревогу, ощущает вкусовые или зрительные галлюцинации.
  • Припадок выглядит, как внезапное замирание в одной позе. Неважно, что делал малыш в это время, он зависнет в том положении, в котором находился, взгляд станет пустым и стеклянным, мимика полностью исчезнет. Привлечь внимание ребенка при этом никак нельзя, он выглядит так, будто сосредоточен и смотрит в одну точку. После отступления приступа ребенок мгновенно продолжает свои действия, не замечая, что происходило вокруг него предыдущие несколько секунд.
  • Приступы возникают от 1 до 10 раз в сутки.
  • Чаще всего припадки случаются во время пробуждения или перед отходом ко сну.

Сложность приступа заключается в том, что он внезапно наступает и длится всего лишь до 30 секунд. Из-за его кратковременности и того факта, что само чадо не замечает ухудшения своего состояния, обнаружить припадок очень тяжело. Именно поэтому родители должны пристально следить за состоянием здоровья ребенка, особенно в том случае, если в родстве есть эпилептики.

Эпилепсия у подростков

Юношеская абсансная эпилепсия – форма эпилепсии, которая проявляется в подростковом возрасте, чаще всего пик заболевания приходится на период 10-12 лет. Она характеризуется более серьезной и тяжелой симптоматикой.

Приступы могут возникать от 5 до 70 раз в сутки, при этом их длительность уменьшается, по сравнению с детской эпилепсией. Часто к абсансам добавляются типичные судорожные припадки. Во время приступа ребенок замирает, взгляд становится пустым, воспоминания о припадке не сохраняются.

В подростковом возрасте симптомы часто проявляются при влиянии внешних факторов.

Одна из особенностей заболевания – миоклония век. Это быстрое, неконтролируемое моргание, которое часто свидетельствует о тяжелой форме абсансной эпилепсии, которая хуже поддается лечению, чем другие виды. Иногда такая форма болезни приводит к отсталости в умственном развитии.

Взрослые должны обращать внимание на любые изменения в поведении подростка: если он внезапно стал рассеянным, забывчивым, задумчивым и невнимательным, снизилась успеваемость, возможно, это признак наличия заболевания центральной нервной системы.

Абсансы у взрослых

Неизлеченная вовремя эпилепсия с абсансами способна проявится во взрослом возрасте. У взрослых абсансы характеризуются более короткой продолжительностью, миоклония век наблюдается редко, сознание отключается, деятельность человека приостанавливается.

Из-за высокого риска травм и увечий во время припадка существует множество ограничений: не рекомендуется водить транспорт, пользоваться опасной техникой, плавать без сопровождения. Это связано с тем, что во время абсанса резко прекращается любая деятельность.

Иногда абсансы во взрослом возрасте сопровождаются тремором головы и конечностей, что мешает нормально есть и пить.

Лечение абсансов во взрослом возрасте проводится невропатологом с применением противоэпилептических препаратов. Прогноз на выздоровление положителен даже в позднем возрасте.

Причины абсансной эпилепсии

Основные причины возникновения абсансной формы эпилепсии – врожденные аномалии центральной нервной системы на фоне генетической предрасположенности. Наличие родственников с эпилепсией значительно повышает шансы возникновения заболевания у следующих поколений.

К врожденным аномалиям можно отнести нарушения развития плода, кисты, гидроцефалию, микроцефалию.

Важным фактором возникновения припадков является нарушение механизма возбуждения и торможения нервных клеток. Оно может быть вызвано гормональным сбоем, инфекциями, интоксикациями, черепно-мозговыми травмами.

Можно выделить внешние факторы, провоцирующие возникновение приступов:

  • акклиматизация;
  • смена места жительства;
  • стрессы;
  • чрезмерные физические или умственные нагрузки;
  • зрительные нагрузки (особое влияние оказывают передачи и игры с частой сменой яркости и частоты кадров);
  • яркие вспышки света;
  • бессонница, нарушенный распорядок дня;
  • высокая температура;
  • авитаминоз.

Все эти ситуации оказывают на нервную систему «возбуждающий» эффект, на фоне которого активизируются различные отклонения организма.

Диагностика и лечение

Абсансная эпилепсия у детей диагностируется у врача невропатолога.

Специалист назначит электроэнцефалограмму, опросит взрослых о частоте, длительности и симптомах приступов, чтобы составить полную картину заболевания, исключить возможные сопутствующие формы эпилепсии.

МРТ в случае абсансной эпилепсии не дает особых результатов, так как картина на снимке выглядит без особых изменений в мозговой деятельности.

Если эпилепсия возникла на фоне наличия кист, травм, инфекций, то сначала прилагаются усилия по лечению этих провоцирующих факторов.

Могут назначаться антибиотики, противовоспалительные препараты, иногда необходимо хирургическое вмешательство для удаления новообразования.

Затем лечение припадков проводится противоэпилептическими средствами, которые назначают индивидуально, в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и течением болезни пациента.

Периодический мониторинг состояния ребёнка поможет контролировать его приступы. В основном эпилепсия у детей хорошо поддается терапии, лечение препаратами может достигать нескольких лет, но за ним следует период долгой ремиссии или полное избавление от болезни.

Случаются и такие ситуации, когда приступы проходят сами в период от 10-14 лет, но это не всегда означает, что с припадками исчезло и заболевание. Запущенная эпилепсия с абсансами может прогрессировать в другие, более тяжелые виды эпилепсии с судорогами и припадками.

Меры профилактики

Как таковых мер профилактики абсансной эпилепсии не существует, так как предрасположенность к болезни заложена генетически. Можно лишь создать благоприятные условия, которые не будут располагать к возникновению приступов.

Родители должны соблюдать режим дня у ребенка, следить, чтобы он высыпался, правильно питался, можно получить у врача рекомендации по особой диете для эпилептиков. Нельзя допускать умственного и физического переутомления, но и не стоит впадать в другую крайность – ограничивать активность ребенка.

Избыток энергии и эмоций должен растрачиваться, малышу необходимо общаться со сверстниками, играть, гулять на свежем воздухе.

Нужно следить и за тем, что смотрит чадо. Старайтесь не включать те игры и передачи, где присутствует частая смена кадров, вспышек света.

С каждым годом возрастает частота заболеваний эпилепсией , из-за этого становится все очевидней неосведомленность людей о причинах и последствиях этого недуга. Хоть заболевание и считается достаточно тяжелым, не стоит опускать руки, если вам или близкому человеку поставили данный диагноз.

Ознакомьтесь с рекомендациями по лечению, навестите специалиста, узнайте больше о первой помощи больному.

Если ваш ребенок стал заложником эпилепсии – внимательно следите за его поведением и состоянием, отмечайте любые изменения, ведь именно на родителях и окружающих людях лежит ответственность за хорошее самочувствие и гармоничное развитие малыша.

Источник

Источник: https://vseostresse.ru/psihicheskie-zabolevaniya/detskaya-absansnaya-ehpilepsiya.html

Что делать, если ребенок уходит в себя и перестает вас слышать?

Грудничок замирает и смотрит в одну точку
?

kirssdiana (kirssdiana) wrote,
2016-01-09 01:04:00 kirssdiana
kirssdiana
2016-01-09 01:04:00 Category:
Почему ребёнок иногда внезапно уходит в себя? В такие моменты он просто не видит и не слышит ничего вокруг.

При первом взгляде на него очевидно, что он погружён в свои мысли, сосредоточенно думает о чём-то. И его трудно вытащить наружу. Может, он чем-то болен? Воспитательницы в детском саду жалуются, что иногда ребёнок не слышит, когда ему что-то говорят, и продолжает заниматься своим делом.

Что делать в таких случаях?

Что происходит?

Вообще-то, этот ребёнок достаточно общительный и хорошо учится. Воспитательницы в детском саду говорят, что он очень умный и быстро воспринимает новый материал. Но иногда он вдруг начинает ходить, размахивая руками и подпрыгивая, погружённый сам в себя. При этом взгляд у ребёнка как будто стеклянный, направленный вглубь.

Он явно думает о чём-то своём и не слышит, когда к нему обращаются. В такие моменты бесполезно повышать голос, чтобы он услышал. Со стороны ребёнок выглядит неадекватным.

И вот ещё одна особенность, которая проявляется постоянно: ребёнку не нравятся громкие звуки. При шуме он затыкает уши.

Он может жаловаться даже на негромкие звуки, например, что младший брат ночью сопит и не даёт ему спать…

Неожиданное наблюдение. Звуки космоса

Как-то в детском саду было домашнее задание: раскрасить ракету. Так как ребёнок не знал, какого цвета ракета, то родители нашли в интернете этот видеоролик и показали его ребёнку:
Реакция ребёнка поразила родителей. Он смотрел этот видеоролик абсолютно завороженный, с огромным сосредоточением. Явно было видно, что ракета, звёзды и звуки космоса его очень привлекают

Системный взгляд на происходящее

С точки зрения Системно-векторной психологии Юрия Бурлана вышеописанный ребёнок явно обладает так называемым звуковым вектором. Вектор — совокупность врождённых свойств, желаний, способностей, определяющих мышление человека, его ценности и поведение.

Если объяснять просто и вкратце, то обладатель звукового вектора воспринимает мир через звуки. Хотя у всех есть уши, дети со звуковым вектором особенно чувствительны к звукам и восприятию информации через ухо.

При правильном воспитании из звукового ребёнка может вырасти музыкант, лингвист, переводчик, учёный (физик, астроном, математик, химик, и т.д.

), философ, писатель… Ключевым моментом становится правильный подход к таким детям!

Рекомендации родителям по воспитанию «звуковых» детей

Родители ребёнка со звуковым вектором должны знать несколько простых правил по его воспитанию:

1). На такого ребёнка категорически запрещается кричать.

В противном случае, ребёнок будет испытывать так называемый звуковой стресс, так как его ухо особенно чувствительно к звукам. При постоянном звуковом стрессе ребёнок может уйти в себя, при этом его способность к обучению значительно снижается.

Как следствие, такой ребёнок может стать аутистом. В крайнем случае от звукового стресса, он может стать шизофреником.

2). В моменты, когда ребёнок уходит в себя и не слышит, не надо повышать голос — это бесполезно. Гораздо более действенным средством может оказаться понижение голоса и попытка заговорить с ребёнком полушёпотом, близко к его уху. Таким образом его можно мягко вывести из сосредоточения и спросить, о чём он думал, что представлял. Нужно понять, что эти моменты сосредоточения на своих мыслях важны для звукового ребёнка.

3). Звуковые дети очень чувствительны к смыслам слов. Ни в коем случае их нельзя оскорблять или унижать. Ссоры и скандалы между родителями могут негативно повлиять на развитие такого ребёнка, так как являются стрессом для его психики.

[attention type=red]

4). Очень важно обеспечить тишину в доме, чтобы ребёнок со звуковым вектором мог играть в спокойные игры в тишине. Важно обеспечить отсутствие постоянных резких звуков, таких как скрипение дверей или половиц, гул холодильника или кондиционера и т.д. В доме может тихо играть классическая музыка, которая оказывает положительное влияние на развитие звукового ребёнка.

[/attention]

5). Ещё в раннем возрасте (6-7 лет) звукового ребёнка могут увлекать книги и видеоматериалы о космосе, строении вселенной, звёздах и планетах. Важно обеспечить ему доступ к таким книгам и видеоматериалам, сходить с ним в планетарий или в астрономическую обсерваторию, если есть такая возможность.

6). У звукового ребёнка может возникать зависимость от компьютерных игр. Так что не стоит ему покупать личный компьютер или планшет в детском возрасте. Лучше отдать его в музыкальную школу, чтобы он научился играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Откуда эта информация?

Информация, изложенная в данной статье, была услышана на тренингах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. После этого тренинга сотни родителей научились находить правильный подход к своим детям. Записаться на бесплатные тренинги можно здесь

Источник: https://kirssdiana.livejournal.com/135977.html

Психолог — о причинах «зависаний» у детей

Грудничок замирает и смотрит в одну точку

Нередко родители и педагоги сталкиваются с ситуациями, когда ребенок на время выпадает из реальности, «зависает». Как определить, что это — возрастная норма, особенности личности или нарушения в работе мозга и нервной системы? Как понять, что ребенку необходима помощь специалиста? Журналист «Литтлвана» Ира Форд поговорила об этом с психотерапевтом Аглаей Датешидзе.

Аглая Датешидзе — психотерапевт, танцевально-двигательный терапевт, организатор мероприятий и семейных лагерей, писатель, мама Теи (8,5 лет).

«Зависание» — это особенность детской психики

— В чем причины условного «зависания» у ребенка? С ним разговариваешь — не слышит. Шел и забыл, куда шел. Будто стучишься в дверь, а она не открывается. И не знаешь, что делать: то ли тихонько отойти в сторону, то ли облить ребенка водой, то ли бежать к врачу…

— Полное погружение в процесс — это особенность детской психики. Она так устроена: когда ребенок сосредотачивается на чем-то, у него нет возможности обращать внимание на иные объекты. Фокус внимания нацелен так глубоко на предмет, что он может не видеть и не слышать все, что вокруг. Это нормально.

Также нормально, что ребенок чего-то хотел, куда-то шел и забыл, что и зачем. Его внимание может быстро переключаться. Классический вариант — ребенок забывает в садике или в школе что-то важное.

Форму для физкультуры, например. Родителям придется смириться: к данному моменту он еще не может держать в голове несколько задач и обращать фокус внимания на каждую.

Надел куртку и сапоги? Уже плюс!

— С чем еще надо смириться, о чем помнить родителям?

— Детская психика очень пластична и восприимчива. И часто ребенку нужно довольно много времени, чтобы обработать информацию. Один из способов это сделать — направить внимание внутрь себя. Это происходит автоматически. И тут представьте: он обрабатывает огромный файл, а вы вламываетесь в его мир со стуком. Подождите конца обработки. И ваш ребенок сам вынырнет из своего мира в ваш общий.

Вообще, наш мир — это то, с чем ребенку приходится психологически справляться. И абсолютно точно, что сосредоточенность на чем-то, «зависание» — это способ ребенка адаптации к миру вокруг. Часто дети таким способом берегут себя от чего-то.

Расслабляться не стоит

— Все ситуации, которые вы описали, выглядят абсолютно здоровыми. Или рано успокаиваться и есть моменты, когда зависание — это более опасный симптом?

— Да, совсем расслабляться не стоит! Бывает, что «зависание» является аварийным механизмом, который говорит о сложности отношений ребенка с внешним миром. О том, что детская психика не может с чем-то справиться, не имеет возможности, ресурсов: о травматической ситуации, большом стрессе или ситуации, напоминающей ситуацию большого стресса, который ребенок пережил раньше.

А еще бывают психические особенности, отклонения, диагнозы, которые ставят неврологи и психиатры. При этом вовсе не обязательно ребенок, который «зависает», может иметь в анамнезе, например, аутизм. Но дети с психическими особенностями вполне могут быть похожи «на дома с закрытыми ставнями, за которыми совершаются пиры».

— Может ли родитель сам определить, что, например, здесь «зависание» — это возраст, тут — перенапряжение, а вот в этом случае уже нужно сходить к детскому психиатру?

— Первое, на что нужно положиться — родительское чутье. Хотя, если родитель тревожен, то в этот момент чутье и интуиция перестают работать.

— И что же делать?

— Попробуйте проанализировать «зависание» ребенка. Важна связь с внешними событиями, контекст и частота, с которой это происходит. Часто родители понимают, что он «зависает» по итогам ситуации, когда произошло что-то непростое, из ряда вон выходящее.

Оцените контакт ребенка с внешним миром. Когда он есть, и ребенок находится в контакте с собой и с родителями, то даже в ситуации «зависания» он может сказать: «Я устал». И это повод дать ему время на восстановление. Здоровые дети в стрессовых ситуациях часто просто засыпают, и все.

Другое дело, если ребенок ни на что не реагирует, находится абсолютно в своем мире. Либо реагирует неадекватно. Когда у него есть какие-то мульти-моторные явления (например, он раскачивается), начинает что-то говорить, ориентироваться как будто в параллельной реальности. Это должно насторожить родителя.

Возраст «зависания»: что норма, а что нет

— Есть ли возрастные особенности для такого «выпадения из реальности»? Например, малыши до 3 лет «уходят в астрал», наблюдая, как вертится барабан стиральной машинки? Или могут час крутить педали велосипеда, стоящего на руле и седле.

— Ребенок в этом возрасте (от года до трех) большей частью направлен на изучение внешнего мира, и его внимание по определению очень переключаемо. «Зависание» на педалях — это невозможность контролировать себя, переключить внимание.

Это меня насторожило бы, я пошла бы к неврологу или психиатру, потому что такое проявление характерно для ранних психиатрических симптомов, которые могут сопровождать простую форму шизофрении.

Я знаю, родители напрягаются при словах «детский психиатр», но нет ничего страшного в том, чтобы сходить к нему с ребенком этого возраста — малыша не поставят на учет только из-за того, что вы обратились с вопросом. И вообще сейчас нет института учета как такового. Все обращения анонимны.

При этом важно показать ребенка нескольким врачам, чтобы составить свое мнение прежде, чем выполнять какие-либо предписания. Может быть, не только психиатру и неврологу, но и другим специалистам новой медицины — например, остеопату.

— Другая ситуация: ребенок 7–10 лет садится делать домашнее задание и через 3 часа обнаруживает себя за тем же столом с пустой тетрадью?

— Ребенок 7–10 лет, который где-то «завис» — это частая история. Если он хорошо учится, социально адаптирован и во время выходных, праздников и каникул не «выключается», то такая реакция может быть просто особенностью его адаптации к обучению и сигналом переутомления.

Кто из взрослых не ловил себя в состоянии «смотришь в книгу, видишь фигу» — ты утомлен, и у тебя нет ни желания, ни интереса что-то узнать прямо сейчас. И для младшеклассника нормально хотеть что-то приятное, а неприятное, пусть и полезное, не хотеть.

Но я настаиваю на том, чтобы оценивать ситуацию в контексте! Если ребенок социально не адаптирован, у него есть странные эмоциональные реакции, он регулярно находится в какой-то параллельной реальности — это причина для консультации с врачом.

— Еще пример: парень 12–14 лет не слышит ничего из того, что говорят родители, хотя может кивать и даже поддакивать. Оказывается, что он не снимал воображаемые наушники и находился в своем мире. Это норма?

— Ситуация с подростками особая. Если ребенок проживает подростковый кризис, то «зависание» — это, вероятно, одна из стадий его созревания. И если он адекватен, контактен и демонстрирует хорошие реакции, я бы не стала думать про психиатрию.

Но есть нюанс: именно в подростковом возрасте, когда меняется гормональный фон, могут проявиться дремавшие доселе психические заболевания, особенно, если есть генетические предпосылки.

Поэтому я бы рекомендовала родителям, у которых есть в роду люди с психическими заболеваниями, быть особенно внимательными к детям подросткового возраста.

У каждого свой путь

— Мой сын часто погружался в свой мир, и я не знала, где найти точку опоры, чтобы отыскать его уникальность. Вопрос решился, когда ребенок пошел в кружок робототехники в 5 лет…

— Мне очень понятна эта история. У моей дочери есть друг, который очень одарен в плане информации, математики, очень эрудирован. На семилетие ему, по его же просьбе, подарили поездку на орнитологическую станцию.

И при этом он систематически писается, а иногда и какается. Я вижу связь между тем, насколько этот мальчик умеет сосредотачиваться в научных областях и насколько он беспомощен в других.

Но верю, что с возрастом все выравнивается.

У каждого свой путь. И, чтобы помогать ребенку, нужно быть рядом, принимать происходящее, как есть, не сравнивать и не ранжировать: «У Пети с пятого этажа все круто, а вот у тебя не очень. Все уже давно не писаются, а ты все еще да».

В этом месте помогает такой подход: «Хорошо, что тебе нравятся динозавры, ты считаешь до нескольких тысяч, умножаешь трехзначные числа. А то, что ты забываешь сходить в туалет, — это тоже твоя особенность».

[attention type=green]

Подходите к ребенку как к целому феномену без попытки его исправить, дополнить или улучшить. Часто люди, которые могут сосредотачиваться, «зависать» на чем-то одном, очень уязвимы и ранимы.

[/attention]

Старайтесь не ранить ребенка словами и научитесь взаимодействовать с его особенностями. При грамотном подходе при помощи медицины с возрастом большинство вопросов решится!

— Часто «зависание» связано с синдромом дефицита внимания (СДВГ) и гиперактивности?

— СДВГ — достаточно спорный диагноз. Я думаю, что это комплекс симптомов, образующихся в силу разных причин. При этом они вовсе не обязательно связаны с симптомами, они могут находиться вообще в другой плоскости. Поэтому, если вам педиатр или еще кто-то говорит: «Это похоже на СДВГ», хорошо бы обратиться к детскому неврологу, и уже он проанализирует ситуацию детально.

«Зависание» — это симптом, что ребенку не хватает ресурса, чтобы затормозиться. Значит, возникло перенапряжение психики, после которого он «затормаживается» гораздо глубже, чем в нормальном состоянии.

Допустим, ребенок пришел с прогулки. Ему достаточно посидеть 5 минут, чтобы действовать дальше. Но если ребенок перегулял и сильно перевозбудился (это будет понятно мамам младенцев), то торможение происходит на гораздо более глубоком уровне. Потому что малыш «тормозит» не из ресурса, а из истощения, из недостатка, психика «падает» гораздо глубже.

Советы учителям

— А что делать учителю, если он видит, что у него на уроке ребенок опять «витает в облаках» и не может оттуда спуститься?

— Важно понимать причину «витания». Например, такой симптом часто проявляется у детей, переживших травму. Травма — это момент, когда психике не хватило ресурса, чтобы справиться с определенным событием.

В этом месте нужен психолог. И работа с травмой: реагирование, поиск новых способов справиться с этим, притягивание новых ресурсов, например, другого взрослого или нового взгляда на это событие.

Важно встречать из травмы ребенка с таким опытом.

— Что это значит «встречать из травмы»?

— Смотреть любящими глазами, быть рядом, переживать чувства рядом с ним, давать ему возможность говорить, рассказывать, давать сочувственный контакт. Есть известное исследование, которое проводилось в военной Германии.

В нем принимали участие две категории детей: одних отправили в эвакуацию без родителей, а другие переживали в городах бомбежку вместе с мамами и папами. И те, которые были в эвакуации, на молоке и хорошей еде без бомбежки, травмировались психологически гораздо сильнее, чем вторые.

Потому что родители встречали детей из травмы. Поэтому, если учитель видит, что ребенок травмирован, стоит обратиться к детскому психологу. Но поскольку дети живут в семейной системе и очень зависимы от нее, мамам и папам, прежде всего, стоит решить свои вопросы.

Вообще, лучший вклад в психическое здоровье детей — это личная психотерапия родителей.

— А если у ребенка нет травмы, а «зависание» есть, что делать учителю?

— Учителю сложно что-то сделать с этим, когда он каждый день ведет пять уроков и у него в классе 30 человек. Это прямой путь к выгоранию, к ситуации, когда он не может помочь каждому — у него физически нет для этого терпения и эмоциональных сил. Поэтому помочь могут превентивные меры.

Он не может сократить нагрузку, она регулируется ставкой, поэтому нужно заниматься гигиеной собственной психики: помогать себе психологическими, физическими методами, общаясь с психологом, с родными, с кем угодно. Когда учитель не в ресурсе, ему очень сложно принимать ученика, который выпадает из стандарта.

Я могу пожелать такому педагогу найти контакт с родителями, обеспечить взаимную поддержку, отыскать индивидуальный подход к ребенку, научиться включать чувство юмора. Все это даст невероятные результаты.

Ребенок шагнет навстречу такому учителю — просто потому, что психически здоровые дети стремятся к контакту и готовы принимать помощь взрослого, чтобы достичь результатов в учебе и выстроить отношения.

Больше интересных статей – на портале для родителей Littleone

Источник: https://zen.yandex.ru/media/littleone/psiholog--o-prichinah-zavisanii-u-detei-5d5a6d9e8600e100ab8bce6f

Будь здоров
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: